Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Сакральная архитектура и геометрия

Сакральная - священная, сокровенная. Принципы сакральной геометрии были известны людям с древних времён. В Древней Греции философы и учёные объединяли логическую точность с принципами эстетики (красоты, завершённости), понимая, что мир упорядочен по единым структурным законам, которые действуют на всех уровнях. Автор философской теории идей (и родоначальник идеализма) Платон также учил о так называемых "платоновых телах", Пифагор утверждал, что в основе всего - число (можно также сказать - порядок). Сакральная геометрия символически соединяет земное и небесное, служит отражение Божественного Закона на Земле. В архитектуре эти принципы получили значительное выражение:

Храм Христа Спасителя в Москве (фото А.В. Ковалевской):

3330929_IM11F91 (640x479, 71Kb)

 

Сергей Михайлович Неаполитанский и Сергей Александрович Матвеев написали две замечательные книги - "Сакральная геометрия" (Пб.: Издательство "Святослав", 2003. - 632 с., илл.) и "Сакральная архитектура" (Изд. Института метафизики, 2008). В этих книгах обобщено многое из того, что относится к обозначенной в самих названиях области.

 

3330929_0_5888b_a230c4d1_1L_1_ (344x500, 45Kb)

 

3330929_0000000045 (469x700, 266Kb)

 

Вот что они пишут в разделе "Мистерия церквей и храмов" (в книге "Сакральная геометрия"): "Национальная духовная интуиция выражает своё знание о бытии преимущественно на языке священных построек. Архитектура храма символически повторяет строение Вселенной и служит иллюстрацией основных принципов религиозного учения. Соборы и храмы со своими размерами, ритмами, гармонией сводов, мозаикой, росписью воплощают космологические принципы мистического Закона Господнего. Россия проповедует духовное знание о своём небесном прообразе и двойнике - России Небесной - на языке зодчества" (с.251);

"Русские храмостроители в своём стремлении к гармонии форм интуитивно пришли к системе саженей, аналогичной музыкальному звукоряду. Такая система основана на золотой пропорции. Существуют определённые законы развития представлений о гармонии, продвижения познания по пути преображения к вершинам духа. Эти законы привели творцов прекрасного к темперированному звукоряду в музыке и упомянутой системе саженей в зодчестве.

Церковь сама по себе является мощным генератором вибраций энергии. Её форма, расположение определяют излучающие свойства, действие которых не ослабевает, даже если церковь находится в полуразрушенном состоянии. Здесь стоит отметить, что наиболее совершенные по своей сакральной архитектонике церкви неподвластны времени и сохраняются на протяжении веков (яркие примеры этому - Церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор). У входящего во храм нейтрализуются все внешние негативные воздействия, что помогает ему услышать голос его души. Если взглянуть под купол православного храма - по четырём его сторонам рядом с евангелистами изображены четыре священных существа: орёл, ангел, лев и телец, олицетворяющие четыре мировые стихии" (с.252).

Храм Покрова на Нерли:

3330929_Hram_Pokrova_na_Nerli_ (640x453, 66Kb)

 

Дмитриевский собор (город Владимир):

3330929_Dmitrievskii_sobor_Vladimira_ (500x429, 27Kb)

 

В этих замечательных книгах подробно рассмотрены особенности построения храмов, в соответствии с принципами сакральной геометрии, которая помогает соединить земное и небесное. Также авторы детально рассматривают геометрические особенности и специфику воздействия на психо-духовную сферу таких важных сакральных геометрических фигур, как мандалы (в переводе - круг, колесо). В теории архетипов саморегуляции психо-духовной сферы человека (Р.П. Еслюк, 2007, 2009, 2010), на основании понимания чётких рациональных соответствий, были выявлены мандалы, образующие различные уровни архетипа Дома-Личности.  

Эмблема системы Христианская интегративная терапия (ХИТ):

3330929_49012357_1253642716_Simvol002_180 (180x180, 53Kb)

 

Григорий Александрович Шульман - один из тех, кто понял и оценил перспективу новой интегративной теории:

3330929_s41834_2_ (375x500, 32Kb)

 

***

Вместе с тем, авторы книг предупреждают, что сооружения, которые построены в диссонанс с высшей гармонией, несут демонические излучения. Так они пишут: "Обычному взору культовые сооружения могут казаться просто гармоничными, но люди, знающие принципы мистического построения и числовой метафизики, смотрят на них с пониманием их космического значения и осознания их великой мистической роли. Здесь необходимо отметить и негативные сооружения, отрицательно влияющие на энергетическй модус человека. К таким можно отнести мавзолей на Красной Площади в Москве. Инфернальная архитектура А.В. Щусева, испускающая на тех, кто находится в её пределах, крайне разрушительные импульсы, составляет большую угрозу для жизни людей - как духовной, так и физической. У многих работников мавзолея, а также у проводящих перед ним долгие часы людей наблюдались опасные расстройства здоровья и психики" (с.263).

 

3330929_mausoleum_002 (550x361, 33Kb)

 

Не могу согласиться с односторонней оценкой вклада академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева (1873-1949), который отличился в том числе постройкой и реставрацией многих православных храмов. Возможно что-то мистическое отразилось в его проекте Мавзолея Ленина, которым он как-бы выкупил свободу (проект Мавзолея спас его от сталинских репрессий).   

Для архитекторов будущего авторы определяют задачи:

"Архитекторам будущего предстоит большая работа над проблемами единения человеческого и Божественного. Им следует привлекать на помощь строительные и облицовочные материалы, благотворно влияющие на духовное состояние людей, новую трактовку паркового пространства и массива городских кварталов, замыкающих его как рама и отчасти как фон.

Архитектурные композиции современных городов нужно обогащать элементами струящейся, бьющей, неподвижно зеркальной или тихо плещущей воды, горящими под открытым небом светильниками, портиками для прогулок и террасами для священнодейств, ориентируясь на рекомендации сакральной геометрии.

Города будущего не должны замыкаться на почитании исключительно материальной культуры, что означает конструирование грядущего по демоническим моделям. Задача современной архитектуры заключается в том, чтобы соединить в высшем синтезе исконное несходство между творениями человеческого разума и великими созданиями Бога и Природы" (с.264-265).   

 

Архитектурные сюжеты (фото А.В. Ковалевской в Киеве и Харькове):

3330929_60498939_1276883756_Kontrastuy_arhitekturuy1_2_ (269x359, 20Kb)

 

3330929_62632409_1281620609_U_okna1 (480x360, 16Kb)

 

3330929_Nab_Harkova8_1_ (640x480, 528Kb)

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments