Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Направления психотерапии: дианализ

Очень интересным направлением современной психотерапии является дианализ, разработанный замечательным российским психотерапевтом Владимиром Юрьевичем Завьяловым, профессором, доктором медицинских наук, главным психотерапевтом Новосибирска:

 

3330929_1286028456_newproject_1_ (305x450, 24Kb)

 

В определённом смысле этот метод психотерапии является интегративным, он вбирает опыт развития мировой психотерапии, философии, духовных практик. Это вариант переосмысления основных идей признанных классиков психотерапии в русле русскоязычной традиции философии и психотерапии. В данном случае В.Ю. творчески развивает в русле диалектической философии А.Ф. Лосева, Г.С. Сковороды, основные мировоззренческие интенции и практические постулаты Карла Юнга. Упоминаю об этом потому, что разработанная автором данного поста система ХИТ также опирается на подход Юнга, который был родоначальником интегративного движения в психотерапии и психологии.

Как замечают А.В. Курпатов и А.Н. Алёхин в книге "Философия психологии. Новая методология": "Психологически принцип целостности впервые более-менее отчётливо зазвучал у К.Г. Юнга..." (с.294). В период формирования собственной теории, отличающейся от классического психоанализа Фрейда (1913-1919), швейцарский учёный стремился глубоко переосмыслить разночтения влиятельных школ психотерапии, найти объединяющую точку зрения. Он стремился не просто к эклектическому слиянию разных подходов, а к продуманному синтезу, основанному на глубоком понимании различий каждой из школ. В начале 30-х гг. на базе Швейцарского общества психоанализа возникла психотерапевтическая комиссия, задачей которой стало формулирование основных направлений психотерапевтической работы, обнаружение единства и общности. Президентом этой комиссии стал Карл Юнг, у которого к тому времени были очень значительные наработки в области интегративного направления. Не случайно всемирно известный психотерапевт Эрнст Росси назвал Юнга - гением синтеза, признавая его безусловные заслуги в данной области.

Очень интересна творческая переработка богатого идеями наследия швейцарского психотерапевта Владимиром Юрьевичем, который, можно сказать, во многом адаптирует юнгианство к русскоязычной ментальности, через диалектическую философию Лосева и Сковороды наполняет новыми смыслами и образами. Среди русских классиков философии, среди последователей Юнга мы знаем Бориса Вышеславцева, открыто объявившего себя учеником создателя аналитической психологии. Много последователей Юнга (эксплицитных или имплицитных) и в современной русскоязычной психотерапии. Достаточно упомянуть В.В. Зеленского, Б.Е Егорова, И.А. Чеглову, Я.Л. Обухова и мн. др., я уже не говорю о такой влиятельной науке, как соционика, которая полностью базируется на теории психологических типов Юнга, и которая набирает всё большую силу в современной науке и практике психотерапии. (к слову, совершенно очевидно, что на фоне такого большого творческого превосходства швейцарского психотерапевта и его влиятельных последователей и духовных продолжателей, психика некоторых авторов контр-методов, скроенных на "скорую руку" и тесно соприкасающихся с демоническим эгрегором Раджниша, не выдерживает, чувство реальности начинает теряться, к сожалению, выход на психотический уровень переживаний они допускают единственной формой переработки травмы).     

В предисловии к замечательной книге В.Ю. Завьялова выдающийся российский психотерапевт, внёсший большой вклад в становление и развитие русскоязычной психотерапии Виктор Викторович Макаров верно пишет: "Книга профессора В.Ю. Завьялова "Необъявленная психотерапия" - большое событие в нашей бурно прогрессирующей профессии" (с.3), "Читая книгу, начинаешь особенно ярко и глубоко воспринимать психотерапию как неотъемлемую, да и весьма важную, часть культуры" (с.3).

Книга В.Ю. посвящена рассмотрению разных видов психотерапевтических воздействий, в том числе выходящих за рамки традиционно принятых в медицинской практике и мало осознаваемых, как терапевтические воздействия. Автор глубоко интересуется разными направлениями - ТА, НЛП и др. Особенно глубокое интенциальное воздействие в книге ощущается, на мой взгляд, со стороны юнгианского направления, которое, судя по работам и теориям В.Ю., ему весьма близко, в том числе и типологически (предположительно ИЛИ - интуитивно-логический интроверт). Через всю книгу красной нитью проходят такие темы, как сакральное, мифологическое, единство противоположностей Инь/Ян и мистика синтеза, теменос (защищённое лечебное пространство), архетип героя и многое другое из арсенала юнгианской психологии. В понятии транса, правда, возникает некоторая путаница, так как этим термином обозначаются принципиально разные воздействия - в русле эриксоновского гипноза имеется в виду транс подсознательный, в русле трансперсонального направления - сверхсознательный, выводящий за горизонты обыденного сознания. Эта принципиальная, и очень важная для практики разница освещается в моей книге "Системные принципы в психотерапии":

http://www.christiannewage.ru/nov/newour/2010/09/28/newour_3507.html   

В.Ю. известен своими работами в области мотивации алкоголизма, терапии этого серьёзного недуга современности. В книге "Необъявленная психотерапия" он пишет:

"Откуда тогда такие переживания в состоянии опьянения? Наши исследования в разные годы показали: человек в процессе потребления алкоголя создаёт на свой "страх и вкус" в соответствии со своими потребностями и опытом ту или иную систему положительных эффектов опьянения, хотя сознательного отчёта самому себе не даёт.

Как ответил Карл Юнг на письмо одного из основателей общества "Анонимные алкоголики" Вill W., стремление напиться, быть полностью под контролем алкогольных эффектов, эквивалентно естественному стремлению человека к целостному бытию, которое в западной культуре передаёся словесной формулой "Соединиться с Богом". Безотчётные попытки воссоединиться с Абсолютом, найти и реализовать свою Самость, Целостность и приводят человека к "Богу в бутылке". К. Юнг считает, что не случайно латинское слово Spiritus ("Дух"), обозначающее высшее религиозное переживание, обозначает также и один из самых коварных ядов - алкоголь. Поэтому он предлагал членам АА формулу "Spiritus contra spiritum" - Дух против духа, дословно (Sikorsky I., 1990). Программа "духовного лечения", разработанная Обществом анонимных алкоголиков по названием "12 шагов", опирается как раз на плацебо-эффекты сакрального, возвышенного значения: Бог, как мы его понимаем, исцелит, а местом встречи с этой инстанцией является группа людей, исоведующих принцип АА.

Только противопоставление таких возвышенных ценностей, как благодать (1), личный и честный контакт с друзьями (2) или высшее воспитание разума, выходящее за пределы простого рационализма (3), считал К. Юнг, может помочь преодолеть болезненную тягу к алкоголю, которую он понимал как искажённую и проклятую в этом мире жажду духовную жажду целостности. Возвышенные духовные ценности - против (или вместо) завышенных ценностей алкогольной эйфории; благодать и обетование Царства Божия - вместо пустых обещаний, неисполнимых надежд и выпивки; "роскошь человеческого общения" - вместо иллюзии "братства" пьяных застолий; высочайший взлёт человеческого разума, творческого воображения - вместо "оживляющего" эффекта и доровольного безумия алкогольного опьянения, - вот что составляет суть духовного возрождения, путь исцеления при алкоголизме" (с.38-39).

Подробно рассматривает В.Ю. аспекты исцеления, основанные на архетипе Целостностигоризонтах психотерапии, открытых Карлом Юнгом. В разделе "Химическая женитьба" (по мотивам знаменитых работ Юнга в области алхимии) он пишет: "Жених - это реальность, а невеста - это возрождённое существо, достигающее совершенства через становление и космическую женитьбу. Божественное и человеческое сознание соединяются в священном браке" (с.62). Понятия аналитической психологии помогают В.Ю. превосходно интегрировать современную науку и мистические знания, являются важной интенцией интегративного подхода.

В.Ю. пишет: "Одна из самых ранних и очень красивых идей брачного союза и эротического влечения друг к другу - идея андрогинизма" (с.63), "Целитель - это тот, кто способен пробуждать это стремление к целостности" (с.63). (прим. - под словом "целитель" автор подразумевает не "народный целитель", а психотерапевт, психолог).    

В базисные основы дианализа вошли многие хорошо известные юнгианские постулаты, гуманизирующие психотерапию и выводящие её из узких рамок механического подхода к горизонтам духовности и культуры. Так в дианализе акцент сделан на личности и её бытии, а не на симптомах, синдромах и т.д. Также Юнг полагал, что в практике психотерапии важно не стремиться избавиться от симптома во что бы то ни стало, а нужно постараться посмотреть на симптом в русле целостного подхода к человеку, как личности. В таком плане симптом может быть даже началом исцеления от более глубокого духовного поражения. Эти практические техники аналитической психологии получили глубокое развитие и продолжение в дианализе, переосмысленные с позиций диалектического подхода Лосева и Сковороды.

Основной задачей в дианализе понимается помощь человеку в обнаружении более полного синтеза противоречий, а симптом рассматривается как выражение или символ неполного синтеза противоположностей. В психотерапии получило большую известность учение Юнга о символе, как примирителе противоположностей, выразителе конфликта. Творческое развитие этих идей мы находим в известном методе символдрамы, получившем широкую известность в Европе и СНГ. С точки зрения дианализа - реальная проблема  человека не может быть решена или разрешена, проблему можно только понять, а решить задачу, найти примиряющий синтез. Также полагал и Юнг, утверждавший, что конфликты человек не решает, а перерастает.

В "Элементарном учебнике дианализа" (2004) подробно опсаны пять основных форм этого вида психотерапии:

Интервью: терапия очевидностью;

Дискуссия: терапия определённостью;

Диасинтез: терапия непрерывностью;

Реорганизация: терапия упорядоченностью;

Амплификация: терапия творческим расширением.

Первые две формы - интервью и дискуссия - широко известны и за пределами психотерапии. Третья форма - диасинтез, это собственно терапевтическая форма работы, опирающаяся на работу с образами и символами. Реорганизация и амплификация - также известные формы психотерапии, амплификация (творческое расширение значения) стала особенно известной в русле методов аналитической психологии. При анализе симптомов пациента в дианализе используется методология диалектического, всестороннего логического исследования, разработанная Алексеем Фёдоровичем Лосевым.

Каждый год дианалитики собираются в формате интеллектуального клуба, получившего название "Лосевские чтения":

http://www.dia-ruban.ru/news/page/3 

Алексей Фёдорович Лосев (1893-1988) - великий русский религиозный (православный) философ, доктор философских и филологических наук, профессор, автор многотомного собрания сочинений:

 

3330929_2losev_af (390x551, 39Kb)

 

Благодаря обращению к диалектической философии и духовности, В.Ю. хорошо удаётся ввести в традиционный психотерапевтический контекст такие области как красота и эстетика, лечение красотой, таинственное и чудесное, священное и др. Много внимания в книге "Необъявленная психотерапия" уделяется мифологии и ритуалам коллективного бессознательно, коллективному символизму, подробно изученным в аналитической психологии. Обращается автор и к тематике архетипа Дома:

"Символика дома хорошо описана у К. Юнга, который представлял структуру психики как строение дома: сознательние - верхние этажи со старинной мебелью; подсознание - первый этаж со старинной мебелью; бессознательное - подвальное помещение; а коллектиное бессознательное - это самые глубокие подвалы - подземелье, где во сне находил черепа и кости своих далёких предков, их наскальные рисунки и обращения к потомкам.

В древних текстах космологического содержания создание дома относится к последним этапам творения мира, когда созданному миру придаётся уплотнение и устойчивая форма. Прежде всего строения призваны были обозначать центр мира - город, храм, алтарь. Если в храме сознательно воплощался образ Вселенной, а позже - "тело Христа-Спасителя", то в жилище, как пишет Байбурин А.К. (с.11),образ Вселенной повторяется неосознанно, что придаёт этому "удвоению" мира очень большую ценность. Структура дома повторяет структуру мира (вернее - структуру мировоззрения): дом имеет свой центр и периферию, как и мир; элементы мира - огонь-очаг (центр); воду (кадушка в сенках), землю (пол) и т.д. Само внутреннее пространство дома имело всегда чёткие семантически отделенные пространства: красный угол - место, в котором помещались объекты высшей ценности (стол, образа, Библия, свечи, крест); печь и печной угол (старинный центр дома - место получения тепла, пищи и сна); матрица - прихожая, отделявшая внутреннее пространство дома от "прихожих"; порог, двери, окна, дымоход - всё имело своё значение. Например, дверь - как вход-выход. Наличие дверей, входа и выхода - необходимое условие для сохранения домом своего статуса" (с.124).

Продолжение разработки идей Юнга о Доме, как символе Психики-Личности, анализ значения этого символа в разных мифологиях мира, привёли автора этого поста (Р.П. Еслюка) к созданию теории архетипов саморегуляции психо-духовной сферы человека, объединившихся вокруг главной структуры - архетипа Дома-Личности. В этой объединяющей теории все основные представления о психо-духовной сфере человека получают целостное представление, на основе определения чёткой и упорядоченной системы структур-архетипов, составляющих эту сферу. Архетипы-структуры относятся как к самой личности человека, так и к области культуры, искусства, направлений психотерапии и т.д. К примеру, там где в архетипе Дома-Личности вход-выход (о чём пишется в процитированном фрагменте), там, на Севере, расположился архетип Тени, и ролевые сценарии "богов" подземного мира-Смерти - Аид-Колдун и Геката-Колдунья. Также это стиль символизм в искусстве, глубинная регуляция психического в области направлений психотерапии, психические болезни в области архетипов саморегуляции психического, иррациональное в области мандалы информационных аспектов и т.д. (подробно в книге "Системные принципы в психотерапии").

На Юге расположился противоположный архетип Персоны, представленный ролевыми сценариями Зевса-Короля и Геры-Королевы. Здесь же стиль реализм в искусстве, рационально-волевая саморегуляция психического, психосоматические болезни в мандале архетипов психосоматики, рациональность в мандале информационных аспектов и т.д. В общем, вся система архетипов - это разумный план и порядок, при нелинейной сложности функционирования системы. Таковы современные горизонты психотерапии от Р.П. Еслюка, выход психотерапии и психологии из тупика методологического хаоса и "мультимодальной" эклектики (понятно, что далеко не всем "старым кадрам" приятно такое продвижение молодых, которое они всячески хотят остановить).

В книге В.Ю. получили освещение темы шаманизма, архетип раненого целителя, подробный анализ пространства теменоса (лечебного кабинета и его мифологии), и многие другие психотерапевтические аспекты теории и практики. Автор демонстрирует изрядную эрудицию, обращаясь и к классикам психологии и психотерапии - Э. Берн, А. Маслоу, Э. Фромм и др., и к религиозно-мистическим практикам, философской и культурной традиции. Можно предположить, что у автора цитированной книги ярко представлен архетипа Колдуна-Мудреца, несущего миру свою вековую мудрость интровертной интуиции. С точки зрения вековой мудрости, автор критикует суетность и тщету современной рекламы, подробно описывая её разрушительное, дестабилизирующее воздействие на общество. Здесь он вновь обращается к классику - Мудрецу-Аиду (в более поздние годы жизни - Учителю-Гермесу) Карлу Юнгу и его вековой мудрости:

"Вирусная метафора позволяет расширить понимание рекламы и её роли в сохранении и разрушении психического здоровья людей. Нет сомнения, что реклама стала очень важной частью общества, средством идеологического влияния и контроля поведения человека, а также вполне самостоятельной областью духовной культуры. Может быть, это объединение и есть "коллективное бессознательное" или Большая Личность, о которой писал К. Юнг, и которая приняла в наше время вполне отчётливые, видимые, хорошо наблюдаемые контуры. Реклама имеет гораздо большее значение, чем обсуждаемый в книге аспект плацебо. Тем не менее, наверное, ещё не пришло время серьёзного и основательного обращения врачей и психологов к изучению рекламы. Хотя, на мой взгляд, такое изучение может дать больше полезной информации о человеке, о его личности, чем наши любимые личностные тесты и кабинетный психологический эксперимент" (с.150).

В определённом роде слова Владимира Юрьевича, написанные в 1999 году, стали пророческими для психотерапии и современной психологии. Именно общественное пространство, в том числе и реклама, массовое искусство, стали полигоном битвы за души людей, именно в этом пространстве Большой Социальной Личности активно развернулись идеологические войны психотехнологов "Аль-Кайды", которые хорошо уловили значимость этого пространства, в отличие от кабинетных экспериментаторов и любителей восточной экзотики. И самыми атуальными задачами современной психотерапии и психологии становится освоение этого пространства в русле гуманистической и духовной традиции, защита общества от деградирующих влияний негативной идеологии.

Приложение:

Для покровителя северной области Дома - Аида-Мудреца, естественно обращение к теме жизни-смерти и работе с фобией страха смерти:

 

3330929_1017968 (200x314, 21Kb)

  

Издательство Со РАМН, 2004. Аннотация редакции:

"Смерть и жизнь - главные Персонажи данной книги. Реакция страха - основа инстинкта самосохранения, самое реальное проявление воли к жизни. Автор В.Ю.Завьялов разъясняет, почему страхи сопровождают человека всю жизнь, чего человек боится большего всего, говорит о самом главном страхе человека- страхе смерти.
Книга рассказывает и о том, как можно преодолеть страхи с помощью Дианализа, трансформировать их в полезный опыт. Дианализ - это система выводного знания, созданная профессором В.Ю. Завьяловым. Дианализ - практическая диалектика с помощью которой решается любая Психологическая проблема, любой трудный вопрос жизни. На примере многочисленных фобий, которые автор исцелил практически за несколько сеансов, показано как человек может выходить из затруднительных положений, понимать диалектику собственных страхов с помощью дианализа. Читатель может мысленно повторить этот путь простого и изящного решения на первый взгляд сложнейших и не разрешимых человеческих проблем - найти свой страх и побороть его.
Книга предназначена для всех, кто Профессионально работает с людьми - психологов, врачей, педагогов, социальных работников, тренеров, менеджеров по персоналу, Журналистов, освещающих человеческие проблемы в СМИ, а также для всех, кого интересуют эффективные способы преодоления страхов".  

 

3330929_1033482 (200x284, 23Kb)

 

ПЕР СЭ, 2003. Аннотация издательства:

"Книга посвящена старой как мир проблеме - зависимости от алкоголя. Автор считает это, прежде всего, мужской проблемой: спиваются наиболее сексуальные и умные мужчины, не сумевшие обуздать свои страсти другими средствами. Чтобы избавиться от алкогольной зависимости, требуется стать гением - "другом парадоксов". Только научившись мыслить парадоксально и творчески, можно преодолеть этот "недуг". Книга профессора В.Ю. Завьялова, который изучает Психологию пьющих уже почти 30 лет, поможет понять, с чем имеет дело пьющий мужчина решивший бросить пить. Книга предназначена, прежде всего, для тех, кто хочет освободиться от привычки менять свое сознание и мышление с помощью "химии", т. е. алкоголя, и научиться жить полноценно без выпивки. Она для тех, кто рядом и хочет помочь, - для жен, матерей, сестер, братьев, друзей, коллег и руководителей. Эту книгу с пользой для себя прочтут и молодые люди, думающие о собственной жизни, и коллеги автора - психотерапевты, психологи социальные работники, педагоги и врачи".

 

3330929_941283 (200x302, 12Kb)  

 

Манускрипт, 2005. Аннотация издательства:

"В методических рекомендациях дано краткое описание системы консультирования и психотерапии под названием "Дианализ". Дианализ представляет собой универсальный метод помощи людям, имеющим самые разнообразные проблемы - неврозы, зависимости, эмоциональные и личностные расстройства, психосоматические болезни, межличностные трудности, кризис, стресс, мировоззренческий тупик, потеря управления делами, дезорганизация жизни в целом. В этом методе главным является распознавание и разрешение противоречий, преодоление заблуждений, интеграция личности человека, которую иногда раздирает так называемая "двойственная природа" человека - природное и социальное, естественное и искусственное. Теоретический корпус дианализа построен на старинной, проверенной столетиями, системе выводного знания, диалектике символов и продолжает традицию, начатую Сократом, подхваченную Г.Сковородой, окончательно оформленную "последним русским философом" А.Ф.Лосевым. Практические эффекты дианализа связаны с тонкой настройкой на человека-клиента, на выработанных у Консультанта навыках творческого мышления, непредвзятости мысли, активном воображении, дисциплины ума, умении анализировать сложные хитросплетения человеческой судьбы. Знания, необходимые для разрешения противоречий и улучшения жизни, получаются из опыта самого клиента во время консультирования. При этом не происходит инвазии в психику человека. Дианализ помогает клиенту в самые быстрые сроки осознать себя и свои ресурсы, составить практичную схему реорганизации своего поведения в сложной ситуации и осуществить выход из проблемы.
Данное учебное пособие рекомендовано в первую очередь тем, кто намерен серьёзно изучать дианализ, использовать его в своей практической работе консультанта и психотерапевта, а также тем, кто преподаёт основы Психологического консультирования и психотерапию, кто интересуется развитием современной российской психотерапии".  

 

3330929_big_1287676509__P1020402_1_ (600x450, 101Kb)

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments