Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Классика психологии: Альфред Адлер - Понять природу человека

История и теория психологии, выдающиеся личности, психологические издания. Альфред Адлер (1870-1937) является одним из самых влиятельных теоретиков и практиков психологии и психотерапии ХХ века, создателем школы Индивидуальной психологии, которая возникла после того, как Адлер отошёл от психоанализа Зигмунда Фрейда, где он занимал достаточно высокое положение. Однако у Адлера сформировался свой подход к пониманию природы человека, а Фрейд, излишне уверенный в тотальной правоте своей теории бессознательного, с трудом воспринимал иные мнения. Мой очерк об этом великом психологе и цитаты из книги Адлера "Понять природу человека", в основу которой положен цикл его популярных лекций. 

Книга Альфреда Адлера (200x318, 76Kb)

Вместе с изложением биографических фактов, опишу образ личности Альфреда Адлера и его информационный профиль (тип), чтобы понимать, какие стороны интеллекта у него были наиболее сильные и слабые, каков его когнитивный стиль. Альфред был вторым из шести детей небогатого семейства, проживавшего на окраинах Вены (Австро-Венгрия). С детства будущий врач и психолог отличался болезненным здоровьем, когда ему было три года, он пережил смерть младшего брата, что также отложило серьёзный отпечаток на ранние воспоминания. В гимназии Адлер постоянно вёл борьбу со своей болезненностью и был не очень уверен в своём физическом "Я" (болевая точка - сенсорика ощущений) - эти обстоятельства, надо полагать, стали важной составляющей его будущего выбора профессии - врача, а в дальнейшем и психолога, социального педагога. Альфред с детства и юности научился преодолеть свои слабости - страхи, неуверенность, включая волю (активационная волевая сенсорика). Эти обстоятельства и особенности в дальнейшем вошли в его научную теорию психологии. 

В Венский университет на отделение медицины Адлер поступил в 18 лет. Там он заинтересовался идеями социализма, участвовал в нескольких политических собраниях, а на одном из них встретил будущую жену Раису Эпштейн - русскую студентку, которая училась в университете. В 1895 году Альфред Адлер получил медицинскую степень и начал практиковать, сначала как офтальмолог, а затем в качестве врача общего направления. Возрастал его интерес к изучению функций нервной системы, адаптации личности, его профессиональные интересы переместились в сторону психиатрии, психологии, социальной педагогики. 

Иначе говоря, молодой врач всё больше стал осознавать потенциальную силу своего информационного типа - ЭИЭ (Идеолог), способности социального психолога и педагога, превосходного лектора, просветителя, идеолога гуманизма, исследователя-психолога. В 1901 году Адлер выступает в печати со статьями против нападок на книгу Фрейда "Толкование сновидений" - за этими выступлениями последовало приглашение со стороны Фрейда вступить в руководимый им кружок. Группа получила название "Психоаналитические научные среды", а позже - Венское психоаналитическое общество, президентом которого через несколько лет был избран Адлер. Вместе с тем, он никогда не разделял ряда взглядов Фрейда, например, расходился с ним по поводу тезиса об универсальной трактовке роли детской сексуальности в развитии личности. Работу "Исследование неполноценности органов" Адлер опубликовал в 1907-м году, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер справедливо заявлял, что психоанализ не должен быть ограничен только одним способом трактовки, а создатель психоанализа резко высказывался о "своеволии отдельных психоаналитиков". Отношения между Фрейдом и Адлером ухудшались, вскоре Фрейд стал называть Адлера "параноиком", а его теории "непонятными". К слову, Фрейд часто называл своих оппонентов и врагов "параноиками", приписывал им скрытые гомосексуальные чувства и т.д., в общем, крайне тенденциозно толковал их действия, которые казались создателю психоанализа "враждебными", а на самом деле отображали объективное развёртывание разногласий, личностных оценок. Фрейду, с его болевой этикой отношений (версия типа - ИЛЭ), и нарциссической уязвимостью (потребностью в self-объектах и психологической поддержке) такие нюансы было сложно понять, тем более, интегрировать в реальные отношения. 

В 1911-м году на собрании Венского психоаналитического общества, по причине разногласий с Фрейдом, Адлер вышел из этого общества, а в октябре того же года основал своё общество, первоначально оно называлось "Общество свободных психоаналитических исследований", а впоследствии его переименовали в "Ассоциацию индивидуальной психологии". Теории Альфреда Адлера, его взгляд на природу человека, отличаются простотой и рациональностью - как типологический этик, он не погружался в глубины теоретических размышлений, в то же время, сформировал конкретные, рациональные теоретические положения, превосходно схватывающие важные составляющие человеческого поведения и природы психики. К слову, критики склонны излишне упрощать учение Адлера. 

С публикаций 1907-го года по проблематике недостаточности органов и их психической компенсации, началась так называемая эпоха "комплекса неполноценности" - более точно говорить о "комплексе малоценности", "недостаточности". С физического уровня, впоследствии, Адлер перешёл к более широким обобщениям - мы все рождаемся с чувством собственной недостаточности, что требует преодоления такого чувства, ощущение нашей малости и слабости подталкивает к развитию. Психолог разработал представление о целом наборе механизмов компенсации первоначального "комплекса малоценности", что особенно остро переживается, когда слабости актуализированы, например, конкретным физическим дефектом, положением ребёнка в семье и т.д. В разделе "Введение", являющемся замечательным очерком об А. Адлере и его учении, Е. В. Сидоренко пишет: "Все методы адлерианской терапии направлены в первую очередь на то, чтобы у человека, даже если это пятилетний ребёнок, было ощущение, что его ценят и что значимо всё, что он говорит или делает, что он - ценность, несмотря на свои недостатки, проблемы и "неправильное" поведение" [с.13 в книге - Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. - СПб.: ООО Издательство "Речь", 2000. - 352 с.]. Иначе говоря, хорошо заметна этическая ориентация когнитивного стиля Адлера, его высокий уровень педагогических умений. 

Вторую концепцию - понятие о социальном интересе, или общественном чувстве, Адлер вынес из опыта Первой мировой войны, на которую он ушёл добровольцем, в качестве армейского врача, занимающегося лечением военных психозов. Общественное чувство, социальный интерес - это способность интересоваться другими людьми, принимать участие в их жизни, это потенциальная способность, которая может быть подавлена или развита в ходе жизни. Здесь заметно проявление ценностей соционной квадры бета, ориентированной на социальность, и Адлер превосходно формулирует теоретически положения об общественном чувстве, исследует социальные мотивации развивающейся личности, важнейшие из которых - опыт детства, семейная атмосфера. С того момента, когда психолог сформулировать концепцию социального интереса, как отмечает Е. В. Сидоренко: "...все силы Альфреда Адлера направляются на одну цель - воспитание. Воспитание детей и воспитание воспитателей" [с.15, там же]. 

В разделе "Эмпатия и отождествление" в книге "Понять природу человека" Альфред Адлер писал

"ЭМПАТИЯ И ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

Психика имеет способность не только воспринимать то, что существует реально, но также предчувствовать или предугадывать то, что произойдет в будущем. Это важное добавление к функции предвидения, которая необходима любому организму, способному двигаться, поскольку такому организму постоянно приходится решать задачи адаптации к окружающей действительности. Эта способность также связана со способностью к отождествлению, или эмпатии, которая у людей чрезвычайно развита. Уровень ее развития настолько высок, что ее можно найти в любом уголке любой души, и необходимость предвидения является главным условием ее существования. Если мы должны предрешать и предсказывать, как нам следует поступить в той или иной возможной ситуации, то мы должны научиться принимать верное решение, соотнося наши мышление, чувства и восприятие. Нужно найти точку зрения, с которой мы сможем действовать в новой ситуации либо более энергично, чтобы разрешить ее, либо более осторожно, чтобы избежать.

Эмпатия происходит в тот момент, когда один человек говорит с другим. Невозможно понять другую личность, если одновременно не отождествлять себя с ней. Театр — это наиболее открытое художественное выражение эмпатии, поскольку благодаря искусству драматурга мы с готовностью отождествляем себя с героями на сцене и мысленно играем самые разнообразные роли. Примерами эмпатии в повседневной жизни могут быть случаи, когда мы ощущаем странное беспокойство, видя другого человека в опасности. Эта эмпатия может быть настолько сильной, что мы делаем невольные движения, чтобы защитить себя, хотя нам лично ничто не угрожает; всем известно, как неосознанно реагируют люди, если кто-то среди них роняет бокал! В кегельбане можно наблюдать, как некоторые игроки, следя за катящимся шаром, делают невольные телодвижения, будто пытаясь повлиять на него. Еще один общеизвестный пример — пассажиры автомобиля, которые нажимают на воображаемую тормозную педаль всякий раз, когда они ощущают себя в опасности. Мало кто способен наблюдать за работой человека, моющего окна высокого здания, не вздрагивая от страха, а когда оратор теряет нить мысли и не может продолжать речь, вся его аудитория ощущает неловкость и смущение. Вся наша жизнь в большой степени зависит от этой способности к отождествлению себя с другими. Если мы станем искать истоки этой способности действовать и чувствовать так, будто мы — не мы, а кто-то другой, то сможем найти их в способности сочувствовать другим, которая дана каждому человеку от рождения. Это чувство присуще всем, оно отражает единство вселенной, частью которой каждый из нас является; это неотъемлемая черта любого человеческого существа. Оно дает нам возможность отождествить себя с тем, что находится за пределами нашего непосредственного опыта.

Подобно тому, как имеются различные степени социального чувства или общественного духа, существуют также различные степени эмпатии. Это можно наблюдать уже в детстве. Одни дети играют с куклами так, будто это люди, между тем как другим интереснее посмотреть, из чего они сделаны. Развитие личности может совершенно прекратиться, если она начнет переносить общественные отношения между людьми на животных или неодушевленные предметы" [с.56-58 в книге - Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: "Академический проект", 1997. - 256 с.]. 

Адлер формулирует психолого-педагогические принципы психологически здорового воспитания и стремится как можно шире распространить эту гуманистическую идеологию, особенно стремится передать эти принципы учителям, родителям, воспитателям. До активизации австрийских фашистов (и немецких), в Австрии и Германии активно работали тридцать два адлерианских Центра по воспитанию и психологическому консультированию. Уникальной особенностью работы этих центров было то, что консультирование детей и родителей проводилось публично, что, по мнению Адлера, оказывало стимулирующее воздействие на ребёнка. Вторая уникальная черта таких центров - параллельная терапия детей и родителей, детей и учителей, т.е. системное представление о сформировавшихся проблемах детей, комплексное их решение. Четыре основные задачи решал консультант: 1. завоевать доверие ребёнка; 2. выявить источники ошибок его жизненного стиля; 3. помочь ребёнку обрести смелость и уверенность; 4. пробудить социальный интерес ребёнка, общественное чувство. В общем, понятно, что Альфред Адлер был не только крупным теоретиком, а талантливейшим психологом-практиком, а также талантливым социальным педагогом.

В основу книги "Понять природу человека" положен годичный цикл лекций, прочитанных Адлером в Народном институте Вены. В ней ёмко и компактно собраны основные представления великого психолога о природе человека, отображён его когнитивный стиль, способности. В разделе "ИНДИВИДУУМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО" Адлер писал: 

"В главе 2 мы объяснили, что склад личности индивидуума можно познать лишь тогда, когда мы увидели индивидуума в его социальном окружении и оценили его положение в окружающем мире. Под положением мы понимаем его место в порядке вещей и его отношение к окружающей действительности и жизненным проблемам — например, к задачам, которые ставит перед ним работа, дружеские отношения и повседневное общение с другими людьми. Таким образом мы уже сумели сделать вывод, что впечатления, обрушивающиеся на любого человека с самого раннего детства, оказывают влияние на его социальные установки в течение всей жизни. Мы даже способны оценить отношение ребенка к жизни, когда ему всего лишь несколько месяцев от роду. Спутать между собой поведение двух младенцев этого возраста невозможно, потому что они уже демонстрируют ярко выраженные поведенческие установки, которые по мере их взросления станут лишь яснее. Отклонений от этой схемы просто не существует.

Все мысли ребенка во все возрастающей степени проникнуты его социальными взаимоотношениями. Первое свидетельство наличия этого врожденного социального чувства проявляется в том, что ребенок начинает искать любви, что приводит его к стремлению быть рядом со взрослыми. Любовь ребенка всегда направлена на других, а не на собственное тело, как утверждает Фрейд. В зависимости от его индивидуальных особенностей эти эротические устремления могут иметь различную интенсивность и способ выражения. У детей старше двух лет эти различия видны в речи. Лишь серьезнейшее психическое расстройство, связанное с дегенерацией личности, может заставить ребенка потерять социальное чувство, которое к этому времени уже глубоко укоренилось в нем. Это социальное чувство сохраняется в течение всей жизни — оно меняется, приобретает иную окраску, иногда сужается и ограничивается, иногда расширяется и усиливается настолько, что затрагивает не только близких членов его семьи, но и дальних родственников, его страну или народ и, наконец, все человечество. Оно может перешагнуть и эти границы и распространиться на животных, растения, неодушевленные предметы и в конечном счете — на всю вселенную. Наши исследования показывают необходимость рассматривать личность как общественное существо. Осознав это, мы получили важное подспорье для того, чтобы понять поведение человека" [с.40-41, там же]; 

а в разделе "КАК МЫ ВИДИМ МИР" психолог пишет: 

"Психологическая цель, определяющая всю нашу деятельность, также влияет на выбор, степень развития и деятельность тех конкретных психологических способностей, которые придают форму и смысл нашему восприятию окружающего мира. Это объясняет тот факт, что каждый из нас познает на собственном опыте лишь ограниченную часть действительности, или какого-либо события, или даже всего мира, в котором мы живем. Все мы игнорируем целое и ценим только то, что соответствует нашей цели. Таким образом, мы не сможем до конца понять поведение того или иного человека, не уяснив себе, какую тайную цель он преследует; также мы не сможем объективно оценить все грани его поведения, пока не осознаем, что вся его деятельность подчинена этой цели" [с.44-45]. 

Итак, Альфред Адлер сформулировал концепцию физической и психологической недостаточности и учение о механизмах их преодоления, изучил неблагоприятные ситуации детства и описал наиболее существенные из них. Он разработал представление о социальном интересе, в контексте целостных взглядов на личность и природу человека. Адлер разработал представление о "жизненном стиле личности", или "жизненном плане", а также изучил проявления различных жизненных стилей. Судя по его книгам и деятельности, Адлер был превосходным профайлером, способным по различным мелким деталям воссоздавать целостный образ (профиль) личности. В то же время, в индивидуальной психологии Адлера типологический подход не приветствуется, предпочтение отдаётся свободе выбора, что характерно для информационного типа ЭИЭ. Альфред Адлер разработал целостное психологическое и философско-антропологическое учение о природе человека, множество практических методов, вёл активную гуманистически-реформаторскую деятельность в области семейной психологии, педагогики, детской психологии. Хотя многие положения теорий Адлера давно ассимилированы наукой и практикой, новые обращения к его учению и его личности, точное описание когнитивного стиля и способностей, нюансов учения, будут полезны не только в плане изучения истории психологической науки, а в плане её современного развития.   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments