Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Психологическая безопасность

В предыдущем посте были затронуты вопросы концепции информационно-психологической безопасности. Продолжаю исследование этой темы:

 

3330929_rak (425x425, 29Kb)

 

Что касается упоминавшегося Проекта закона об информационно-психологической безопасности В.Н. Лопатина, этот законопроект был представлен в моём предыдущем посте в полемическом, диалогическом ключе, поскольку, на мой взгляд, не столь однозначен, в том виде, в котором был представлен авторами законопроекта. Точными сведениями не располагаю, однако скорее всего этот законопроект не был принят.

Особенно вызывает вопросы статья 15 об исключительных случаях применения специальных средств и методов информационно-психологического воздействия. Как указывается в статье 15:

"1. Применение специальных средств и методов информационно-психологического воздействия разрешается органам и организациям, входящим в государственную систему обеспечения информационно-психологической безопасности в следующих случаях:

1) без согласия субъекта, в отношении которого применяются такие средства и методы:

в чрезвычайных ситуациях, возникающих во время катастроф природного, техногенного и антропогенного происхождения с целью локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

при проведении антитеррористических и миротворческих операций, в ходе военных действий при отражении внешней агрессии по отношению к государству".

Какие средства здесь подразумеваются, какие именно методы воздействия и не приведёт ли это к манипуляциям в политических или субъективно-эгоистических, а то и криминальных целях?.. В таких общих формулировках принятие данного закона может быть достаточно спорным. На мой взгляд, в целом верно выделенное в законопроекте направление поиска, законотворчества, все-же требует существенной доработки, конкретизации, исключениях тех положений, которые могут привести к подавлению демократических свобод человека.   

Отец (диакон) Андрей Кураев высказывается по поводу ряда подобных законопроектов в книге "Почему православные такие "упёртые"?" (Украинская православная церковь, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2007. - 511 с.). В отношении законопроекта В.Н. Лопатина отец Андрей выразил скепсис, отмечая расплывчатость, недостаточную ясность формулировок и то, что такой закон можно трактоват по разному, даже в таком русле: "По тем критериям, которые имеются в законопроекте, Русская Православная Церковь может быть поставлена вне закона. Например, предлагается преследовать людей, виновных в "Блокировании на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственном привитии ему синдрома зависимости" (Ст. 5. 1). Но ведь в любом (даже в школьно-светском) воспитании есть элемент суггестии. Мы знаем, что и в православном монастыре проповедь и воспитание направлены на то, чтобы человек ощутил себя именно послушником у своего духовного руководителя" (с.253).

Истина в словах отца Андрея, безусловно, есть, некоторые люди могут трактовать этот закон по разному, однако, мне представляется, что в описанном им примере, есть достаточное преувеличение. Специалисты, если это действительно квалифицированные специалисты, прекрасно понимают разницу между воспитательной суггестией в светских школах или православных монастырях, и суггестией деструктивных сект и культов, к примеру, таких как дианетика. С гораздо большей симпатией отец Андрей высказывается в отношении другого законопроекта: "И только законопроект, который предлагает депутат В.Илюхин остаётся в рамках нормальной науки. Он говорит о том, о чём говорить действительно надо: есть информационное воздействие на человека, т.е. воздействие рекламы, воздействие пропаганды и идеологии. Но если есть человек и есть попытка вторжения в его жизнь, - то должны быть и ясные критерии того, насколько допустимо это вторжение. Нужно ли защищать человека от промывки мозгов? Да, нужно. Законопроект Илюхина это пробует делать" (с.252).

Отец (диакон) Андрей Кураев:

  

3330929_velikopost_3_originalxq (700x512, 82Kb)

 

Деструктивно-манипулятивное воздействие современной рекламы, потребительской идеологии на общество активно обсуждается и в психологической науке. И регулировать эту сферу законодательно весьма нужно. Как говорил апостол Павел: "К свободе призваны вы, братья!". Христианство в своё время по-настоящему открыло для человечества уникальность отдельной личности и её духовной свободы, по-новому поставило многие духовные вопросы, придавая им обострённую этически-духовную перспективу. И Церковь в первую очередь обращается к сознательности человека, учит ясности сознания, мысли, ясности чувствований, что должно стать защитой от любого вида манипуляций, которые происходят в наше время.

Патриарх Кирилл в книге "Патриарх и молодёжь: разговор без дипломатии" (М: Даниловский благовестник, 2009. - 208 с.) говорит о тех принципах и основах, на которых должен строиться диалог Церкви с молодёжью: "...сформулировать своё слово к молодёжи мы должны на простом и ясном языке. Очевидно, что оно должно быть искренним, сопряжённым с реальными нуждами молодого человека, проникнутым любовью к этим людям, вне зависимости от того, насколько они приятны или открыты для общения. И если молодые люди почувствуют, что Церковь обращается к ним с искренней любовью, что наша братская благорасположенность к ним согрета тёплым и открытым чувством, отмечена дружеской готовностью протянуть руку и не имеет ничего общего со стремлением навязывать наш собственный выбор и систему ценностей, вот тогда эти молодые люди будут нас слушать" (с.9-10).

 

3330929_2429860_Patriarh_i_molodezh_razgovor_bez_diplomatii (336x537, 32Kb)

 

***

В 2007 году в Харькове был создан Департамент психологической безопасности, который является структурным подразделением Харьковского отделения  Украинской секции Международной полицейской ассоциации. Международная полицейская ассоциация создана в 1950 году сотрудниками Скотланд-Ярда Великобритании для сотрудничества и обмена опытом между полицейскими разных стран. Как отмечается в информационной справке Харьковского Департамента психологическй безопасности:

"Департамент психологической безопасности является некоммерческой, политически и религиозно нейтральной организацией.

Основная цель его создания – защита прав и свобод граждан, оказание информационно-консультативной, психологической и юридической помощи людям, подвергшимся психологическому насилию и негативному воздействию со стороны организаций тоталитарной и деструктивной направленности, действующих в Украине, а также консолидация всех конструктивных сил, небезразличных к данной проблеме";

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА:

- развитие механизмов защиты прав и свобод граждан путем инициации процессов приведения украинского законодательства, судебной и административной практики в соответствие с нормами европейского и международного права;

- содействие созданию условий для формирования открытого и демократического общества в Украине;

- оказание информационно-консультативной, психологической и юридической помощи людям, пострадавшим от психологического насилия и других форм незаконного психологического  воздействия;

 - анализ и систематизация информации о  деятельности тоталитарных, деструктивных и культовых организаций;

- информирование правоохранительных органов о выявленных фактах незаконной деятельности организаций деструктивной и культовой направленности;

- разработка практических рекомендаций, методической литературы, организация проведения лекций, семинаров, конференций, круглых столов с целью информирования населения о существующих  формах и методах психологического насилия и манипулирования сознанием;

 - взаимодействие с правоохранительными структурами, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации и другими организациями по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

 - осуществление другой деятельности по данному направлению, не противоречащей «Положению о Департаменте» и действующему законодательству Украины".

 

Начальник Харьковского Департамента психологической безопасности - к.п.н. Дубовик Игорь Михайлович:

3330929_DubovikI_M_ (250x280, 10Kb)
 

 

Как отмечается на сайте Департамента: "Объявленная в Украине и России на законодательном уровне свобода совести, по сути, обернулась "свободой" религиозных групп и культов, которые вовлекают в секты тысячи и тысячи наших сограждан. И одной из главнейших причин, порождающих размах сектанства, специалисты считают незащищённость наших людей (от посягательства на их свободу, на их психику) на законодательном уровне".

Департамент психологической безопасности действует в тесном сотрудничестве со многими государственными и общественными организациями, прежде всего с Украинской Православной Церковью (Московского Патриархата). В частности, в 2009 году Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим от имени духовенства и мирян Харьковской епархии, выразил благодарность и признательность Президенту Украинской секции Международной полицейской ассоциации, генералу армии А.В. Василишину за создание и активную деятельность Департамента психологической безопасности.

Официальный сайт Харьковского Департамента психологической безопасности: http://dpb-ua.org/  

 

***

Как отмечается на сайте Департамента психологической безопасности, в настоящее время в Украине происходит бесконтрольный рост разного рода псевдорелигиозных и тоталитарных сект, негативно влияющих на людей, чему причиной несовершенство законодательства, а также взаимодействия между государственными, общественными, правоохранительными организациями. В этом направлении идёт активная работа по улучшению ситуации.

Во многих странах мира проблеме манипулирования сознанием уделяется много внимания на самом высоком уровне. Так во Франции, при премьер-министре создана межминистерская миссия, президент которой занимается координацией действий различных ведомств, задействованных в решении этого вопроса. При государственной юридической службе Бельгии в 1998 году был учреждён Центр информации о деструктивных организациях, члены которой назначаются Палатой представителей. Хотя, как такового закона, который бы чётко определял сферу манипулирования сознанием, не существует и в Европе. Основной упор при выявлении и разоблачении деструктивных организацией делается на уголовную составляющую: мошенничество, изолирование, насилие и т.д.      

Как отмечает руководство Харьковского Департамента психологической безопасности: "Сейчас, как никогда, необходима консолидация всех сил, для выработки совместной стратегии противодействия разрушительным силам, информирования населения, защиты граждан от психологического насилия, создания и продвижения необходимых законопроектов".

   

Как я уже писал в предыдущем посте, на мой взгляд, ситуация с выявлением широкомасштабной международной психологической операции "Аль-Кайды", может значительно повлиять на формирование новой концепции информационно-психологической безопасности во всём мире. Здесь важно опираться на принципы системности, понимания целостных взаимосвязей вопросов психологической безопасности, формирования таких теорий, которые смогут системно охватить все задействованные здесь области и включить их в поле зрения органов психологической безопасности. В данном контексте я говорю с одной стороны о научных теориях, которые смогут целостно охватить вопросы психологической безопасности, а с другой стороны, практически-прикладных моделях создания наиболее эффективных вариантов работы единых служб, занимающихся вопросами психологической безопасности.  

 

***

К слову, сейчас я занят не только изучением деятельности издательства "Эксмо". Уже длительное время в поле моего научного внимания такая тоталитарная организация, доставляющая проблемы Интерполу, ФБР, а после начала перестойки и органам МВД Украины и России, как дианетика Рона Хаббарда. Кандидат философских наук, доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, социальный психолог Евгений Новомирович Волков  уже много лет детально занимается разоблачением культа дианетики и псевдорелигиозного учения Л.Р. Хаббарда. Да и не только этим, а вообще вопросами манипулярования сознанием и борьбы с таким пагубным явлением. На его сайте размещено много материалов об этом, в частности обзор экспертиз и выводов по деятельности "Центров Саентологии" и "Центров Дианетики", а также рекомендации по поводу новых, комплексных экспертиз

http://evolkov.net/cults/scientol/articles/Volkov.E.Soc.psych.ecolog.expert.of.scientol.html 

Я нахожусь в переписке по эл. почте с Евгением Новомировичем. Некоторое время назад он прислал мне новое детальное экспертное заключение по поводу дианетики и саентологии. В будущих постах постараюсь немного передать смысл этого заключения, правда, целиком привести заключение не смогу. Что касается деятельности Е.Н. и его научных взглядов вообще, то если я полностью поддерживаю и разделяю оценку учения Хаббарда, с его предубеждением в отношении психоанализа согласиться не могу. Теория архетипов само-регуляции психодуховной сферы человека, и в частности мандала архетипов психической саморегуляции (Р.П. Еслюк, 2010), показала, что все основные направления психотерапии, несмотря на значительные противоречия во взглядах на психическое, являются частью единой, диалектико-логически упорядоченной системы. Сюда же относится и глубинная психология, вместе с психоанализом, эффективно работающим в области бессознательных мотиваций и символов.

Обстоятельная и весомая, подтверждаемая фактами, критика учения Хаббарда содержится в книге профессора А.Л. Дворкина "Сектоведение". Хотя, если говорить о его книге вообще, о концепции его работы, то, на мой взгляд и взгляд ряда критиков, есть существенный консервативный уклон.

 

3330929_6E0A370F3E3C491FBE992A6DDAF33F40_mw800_mh600_s (313x480, 40Kb)

 

На этом сайте изложены факты плагиата со стороны Хаббарда и описано, какие открытия учёных он присвоил себе: http://www.k-istine.ru/sects/scientology/scientology_bojenov.htm    

Большая подборка материалов с критикой дианетики: http://theme.orthodoxy.ru/dianetics/ 

 

На мой взгляд, такую организованную тоталитарную секту, как "Церковь Саентологии", опирающуюся на псевдорелигиозную идеологию и использующую в практическом плане псевдонаучные методы (вульгарный психоанализ, лишь внешнее подобие научных методов), и отрицательное влияние на общество этой организации, можно будет нейтрализовать только силами более развитых, интегрированных психотерапевтических организаций. Собственно, для задачи развития мировой психотерапии и психологии, объединения, выхода на новый уровень развития и был создан международный Проект "Единая психотерапия и психология"... 

 

***

Родоначальник интегративного движения в психотерапии и психологии, один из самых влиятельных творцов религиозно-ориентированной парадигмы психотерапии, швейцарский учёный, психотерапевт, культуролог Карл Густав Юнг:

 

3330929_jung (500x568, 40Kb)

 

Эмблема психологии:

 

3330929_Emblema_Psihologii (482x391, 29Kb)     

 

***

Приложение:

Посты на Лиру по "книжному делу":

Книжное дело: обобщения и др.: http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post178969519/ 

Три месяца с момента первой публикации: http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post177232280/

Анализ книги Кирилла Казанцева "Народный мститель": http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post176957118/

Дополнительно о специфике пс. операций: http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post173704295/       

Обобщающий пост со ссылками: http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post172709103/        

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments