Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Границы территории: субъективная карта

История психологии, методы психологии и психотерапии. Перечитывал книгу Джона Аллана "Ландшафт детской души" и ещё раз задумался о том, какое повышенное значение лидеры символдрамы придавали защите территории, т.е. субъективной карты этой территории. Имагинативный психоанализ шире представления образов самостоятельно или в присутствии психотерапевта, он включает и творческое рисование, лепку и другие формы активного воображения, что замечательно описано в книге Аллана. В то же время, Х. Лёйнеру принципиально важно было произвести какую-то дифференциацию (искусственную, произвольную) и он фанатично сконцентрировался на одной из форм юнгианского имагинативного психоанализа, на то время относительно малоизвестной в широких профессиональных кругах, практикуемой профессором Густавом Шмальцем. Популяризация этой формы юнгианского метода на профессиональном рынке принесла Лёйнеру известность, немецкий врач перепродал малоизвестный профессиональный продукт широкой аудитории. 

1000972360 (191x300, 73Kb)

В дальнейшем, тема защиты субъективной карты новой территории получила повышенное значение у последователей Лёйнера, наверное, больше нигде нет таких акцентов на авторском праве, как это звучало в презентации программы МОО СРС. Я. Л. Обухов даже вступал в резкий конфликт по этому поводу, подавал требование в комитет по этике ОППЛ о якобы нарушении авторских прав со стороны А. А. Парамоновой (психолога, известного детского психоаналитика), за её книгу по практике применения имагинативного психоанализа. К сожалению, комитет по этике (в то время) удовлетворил это надуманное требование, вынес решение по Парамоновой в пользу Обухова - необдуманное, поспешное решение, без учёта всех фактов и обстоятельств.  

Кроме того, в определённый период развития (до 2010-го года) Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС), её лидеры даже пытались навязать участникам жёсткое правило, или такой принцип: "нельзя сидеть на двух стульях", что означало требование жёсткой идентификации специалистов, что ты, дескать, исключительно психотерапевт по методу символдрамы Лёйнера, ты не имеешь права считаться одновременно юнгианцем, практикующим активное воображение. Почувствовав искусственность такого разделения, группа членов организации выразила протест, ряд доцентов и обучающих психотерапевтов даже оставили свои посты. Как я отмечал ранее, резкое очерчивание субъективной карты территории означает скрытое сомнение, что особенно характерно для представителей энеа-типа III (по К. Наранхо), идентичность которых в значительной степени зависит от имиджа, рыночной ситуации. 

В книге Джона Аллана "Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках" [ЗАО "Диалог" - ИП "Лотаць". - СПб-Мн., 1997. - 256 с.] удачно представлены особенности имагинативного психоанализа, теоретические положения и практика, с акцентом на тех формах, которые получили широкое распространение в школьной практике - рисование, игровая форма и др. Примеры из книги

"Земля 

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Сегодня мы будем размышлять о земле. Что приходит вам на ум, когда вы думаете о земле?.. Подумайте о двух значениях слова «земля» — мир и грязь, почва. Теперь закройте глаза. Я буду беседовать с вами об образах, связанных с землей, время от времени останавливаясь, чтобы дать возможность вашему воображению отправиться в странствие.

РЕЛАКСАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Положите головы на руки или на парты. Определите свое внутреннее ощущение. Немного подвигайтесь, чтобы устроиться поудобнее. Теперь обратите внимание на свое дыхание... сделайте вдох и выдох. Необходимо немного замедлить дыхание... медленно вдыхайте и медленно выдыхайте. Вы чувствуете, как вами овладевает чувство глубокого покоя и расслабления... Теперь, когда вы успокоились и расслабились, вы обрели способность вслушаться в мой голос.

Вам всем приходилось иметь дело с землей. Когда мы отправимся в воображаемое путешествие, некоторые впечатления, быть может, покажутся вам знакомыми. Вам, вероятно, удалось побывать в различных странах мира или видеть их по телевизору или в кино. Представьте себе, что вы находитесь в пустыне. Оглянитесь вокруг. Посмотрите на сухой песок. Прислушайтесь к звукам. Что ощущает ваша кожа? Теперь представьте, что вы находитесь в дебрях джунглей. Здесь очень высокая влажность; вас окружает зеленая стена. А теперь вы очутились в холодной Арктике. Вокруг вас только лед и снег. Теперь мы отправимся высоко в горы. Что вы видите? А теперь мы отправимся вглубь, к центру Земли. Что вы чувствуете? Что вы видите вокруг себя? Теперь мы отправимся к поверхности Земли, чтобы повнимательнее рассмотреть_почву. Вы видите, как что-то движется в почве? Как пахнет почва? Какова она на ощупь? Что-нибудь растет в почве? Быть может, вы уже посадили сад. Я уверен, что вам всем приходилось увязать или даже кататься в грязи. Быть может, вам доводилось ощущать как содрогается поверхность Земли во время землетрясения, или видеть, как она трескается.
Подумайте о том, что вам больше всего нравится и не нравится в земле. У вас, быть может, уже появились какие-то фантазии по поводу земли. Пусть все эти образы свободно проносятся через ваше сознание, и если какой-нибудь образ привлечет ваше внимание, постарайтесь сосредоточиться на нем. Как только вы ясно представите себе этот образ, откройте глаза и дайте ему возможность перейти на лист бумаги" [с.155-156];

"Приложение А

Розовый куст: направленная фантазия

Закройте глаза. Просто ощущайте свое тело. Забудьте о том, что происходит вокруг вас... думайте только о том, что происходит внутри вас. Думайте о дыхании... вы чувствуете, как воздух поступает через ваш рот, нос и движется дальше в грудь. Представьте себе, что ваше дыхание похоже на мягкие волны, накатывающиеся на берег... Каждая волна приносит вам успокоение.
Сосредоточьтесь на правой руке. Вы чувствуете, как рука тяжелеет.. . Тяжесть распространяется по руке и доходит до кончиков пальцев... Сосредоточьтесь на правой ноге... Вы чувствуете, как нога тяжелеет... тяжесть опускается вниз и доходит до ступни.. . Сосредоточьтесь на левой ноге... Вы чувствуете, как она наливается тяжестью... Тяжесть опускается вниз и доходит до ступни... Ваше тело расслабляется и наливается тяжестью...
Сосредоточьтесь на своих мыслях и образах (пауза)... поместите их в стеклянный сосуд и наблюдайте за ними (пауза)... исследуйте их. В вашем сознании появляются новые мысли и образы, и их вы тоже помещаете в стеклянный сосуд... Подумайте, что вы сможете узнать о них... Теперь необходимо взять сосуд и вылить из него мысли и образы; смотрите, как они растекаются и исчезают (пауза)... сосуд пустеет...
Теперь представьте, что каждый из вас превратился в куст роз. Постарайтесь выяснить, что значит быть кустом роз... Какой ты куст?.. Большой?.. Маленький?.. Широкий?.. Высокий?.. У тебя есть цветы?.. Если да, то какие?.. Какие у тебя стебли и ветки?.. На что похожи твои корни? (пауза)... или у тебя нет корней?.. Если у тебя есть корни, то какие они?.. Длинные и прямые?.. Скрученные?.. Они глубоко уходят в землю?.. Оглянитесь вокруг (пауза)... Где вы находитесь?.. Во дворе?.. В парке?.. В пустыне?.. В городе?.. За городом?.. Посреди океана?.. Вы находитесь в сосуде или растете в земле?.. Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон?.. Растете внутри чего-то? Оглянитесь вокруг (пауза)... Что вы видите?.. Другие цветы?.. Вы одиноки?.. Нет ли поблизости деревьев?.. Животных? .. Людей?,. Птиц?.. Вы похожи на куст роз или на что-нибудь иное?.. Не ограждает ли вас изгородь?.. Кто за вами ухаживает?.. Какая теперь погода?
Как вы воспринимаете жизнь?.. Что вы чувствуете?.. Что происходит с вами, когда меняются времена года?.. Не забывайте, что вы — розовый куст. Определите свое отношение к своей жизни и происходящему с вами.
Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза и изобразить себя на рисунке в виде куста роз. Затем я задам вам несколько вопросов. Вы расскажете мне о рисунке так, как если бы вы были розовым кустом (долгая пауза)... Готовы? Откройте глаза и нарисуйте розовый куст.

Приложение Б
Опрос детей после окончания рисования розового куста
Вопрос 1: Каким кустом роз ты являешься и как ты выглядишь
Вопрос 2: Расскажи мне о своих цветах.
Вопрос 3: Расскажи мне о своих листьях.
Вопрос 4: Расскажи мне о своих стеблях и ветвях.
Вопрос 5: У тебя есть шипы? Если да, то расскажи мне о них. Если нет, тогда расскажи, как ты защищаешься. Ты добрый или злой куст?
Вопрос 6: Расскажи мне о своих корнях.
Вопрос 7: Расскажи мне, где ты живешь. Какие предметы окружают тебя? Тебе нравится жить в том месте, где ты находишься?
Вопрос 8: Ты думаешь, что ты похож на розовый куст или на что-то
иное? Если да, то на что ты похож?
Вопрос 9: Кто ухаживает за тобой? Тебе это нравится? Каким
образом они ухаживают за тобой?
Вопрос 10: Как ты относишься к нынешней погоде? Что происходит с
тобой при смене времен года?
Вопрос 11: Как ты чувствуешь себя в роли куста роз? Как тебе
живется в роли куста? [с.244-246]. 

Под термином "направленная фантазия" в книге понимается то, что ведущим предлагается представить образ на заданную тему, однако в дальнейшем развитие образа является самостоятельным, т.е. ненаправленным, по методу активного воображения. Следует заметить, что в целом Юнг выделял значение серийности рисунков и фантазий, когда из образа в образ в серии продуктов творчества раскрывается определённая тема. Комментируя проблематику интерпретации детских образов, в предисловии к книге Аллана Джеймс Хиллман пишет: "Однако сам образ, как реальный фактор исцеления, остается нетронутым, поскольку дает ребенку возможность изобразить метафорическими средствами свою драму, побуждая его воображение двигаться по дороге жизни и выполнять свои обязательства с помощью внутренних средств «отыгрывания мифа вовне в форме сновидения» (такое определение дал Юнг своему терапевтическому методу)" [с.17].

Лёйнер создал свой личный миф - попытка самоисцеления после пережитой драмы, придающий бывшему солдату поверженной армии новый жизненный импульс, ощущение величия и бессмертия, отыгрывал этот личный миф, личное сновидение наяву вовне в форме энергичной социальной активности, вербовки сторонников и новых последователей. 

 

Предыдущее сообщение по теме: Символдрама: квазиполитические установки

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments