Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Энеа-тип III: особенности и пример

Профайлинг, психология личности, история психологии. Продолжение построения профиля личности Х. Лёйнера, углубление нашего историко-психологического исследования о методе имагинативного психоанализа. Познавательная, продуманная и практичная система характерологии, разработанная Клаудио Наранхо - хороший инструмент диагностики и анализа личности, экзистенциальных фиксаций характера. К. Наранхо (1932-2019) - выдающийся чилийский психиатр (доктор медицины), психолог и психотерапевт, является создателем новой теории личности, он придал древнему знанию об энеаграммах (девятигранная структура) современное звучание. Когда я работал над этим постом, понял, что подход с такой позиции построения профиля (Х. Лёйнера), в определённой степени, можно назвать интеграцией основных предыдущих исследовательских гипотез - энеатипный подход удачно их обобщает, связывает в прочную исследовательскую концепцию (теорию).  

На фото - Клаудио Наранхо: 
Клаудио Наранхо (300x199, 57Kb)

В разработанной Наранхо структурной характерологии даётся подробный анализ дескрипторов девяти базисных характерологических ориентаций (страстей), сводимых к основной невротической фиксации: 1. гнев; 2. гордость; 3. тщеславие; 4. зависть; 5. алчность; 6. страх; 7. чревоугодие; 8. вожделение; 9. леность. Это краткие отображения, они имеют и другие семантически-смысловые развёртывания, например: 1. негодование; 2. лесть; 3. тщеславие; 4. меланхолия; 5. скаредность; 6. трусость; 7. прожектёрство; 8. мстительность; 9. праздность. Или такие: 1. взыскательность; 2. ложная любовь; 3. обман; 4. неудовлетворённость; 5. отчуждённость; 6. обвинение; 7. мошенничество; 8. карательность; 9. самозабвение. 

Энеа-граммы 1 (238x170, 17Kb)

Описания характеров объёмные, можно сказать, многомерные, что позволяет точно провести диагностику на соответствие профилю личности, это не факторные качества, выделенные без причинной связи, а структурные, закономерные. Каждая страсть имеет точную фиксацию на энеа-грамме, что соответствует не только её структурному положению, но и функциональным характеристикам. С этой структурной характерологией я знаком много лет, соответственно, накоплен большой опыт диагностики энеа-типов, выделения их особенностей. 

Если мы используем метод "от противного", т.е. отбрасывания того, что совершенно не соответствует модели поведения Х. Лёйнера, можно прийти к точной диагностике его характерологической фиксации (по энеа-типам К. Наранхо). Так, совершенно далеки такие фиксации как гнев (воинствующая добродетель), алчность (отчуждение, шизоидность), страх (преследуемый преследователь), чревоугодие (гедонистическая вседозволенность), вожделение (сила), леность (душевная). Соответственно, фиксация Лёйнера находится в правом углу, в наибольшей степени ему подходят энеа-типы 2, 3 или 4, однако, зная дифференцированные характеристики энеа-типа 4 (зависть, меланхолия) отбросим и эту страсть, выделив гордую личностную фиксацию или тщеславную. По ряду характеристик они близки друг другу, вбирают ряд черт характера, вместе с тем, есть существенные отличия и, по моему мнению, наибольшее соответствие мы найдём в тщеславной ориентации энеа-типа III. 

Описание базисных дескрипторов энеа-типа III расширяет наше понимание факта масштабного плагиата, подводит базу как с позиций психологии личности (и дифференциальной), так и с позиций социальной психологии. В одном из определений слабых мест фиксации этой страсти она обозначается как - обман, или введение в заблуждение, что само по себе характеризует ситуацию с масштабным плагиатом, выраженной манипуляцией имиджем и социальными ожиданиями, на что ориентирован этот энеа-тип. Помимо этого, следует отметить, что в устойчивости организаций символдраматистов к признанию масштабного плагиата, одну из важных ролей играет характерологическое созвучие - в высокой степени они опираются на имиджевую составляющую, манипулируют отзывами о Лёйнере, проводят масштабные мероприятия, пытаясь доказать себе и другим авторитет немецкого профессора.

Весьма показательный пример, в написанной по просьбе Я. Л. Обухова статье Ральфа Болле "СЕСТРЫ-ТЕНИ... Метод "активного воображения" по К. Г. Юнгу и Кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру" [журнал "Символдрама", осень 2010] активно проводится манипуляция с имиджем, что даже в самом названии заметно - "активное воображение по Юнгу" написано с маленькой буквы и взято в скобки, в то время как имидж "Кататимно-имагинативной психотерапии по Х. Лёйнеру" искусственно раздувается написанием с большой буквы. В то же время, как продемонстрировали многочисленные факты, представленные в моих исследованиях, ситуация прямо противоположная - вклад Лёйнера вторичен (в высшей степени вторичен), именно юнгианский имагинативный психоанализ является базисом направления, которое развивал немецкий врач, фанатично одержимый личностью К. Г. Юнга и подражавший ему во всём. 

Всё, что я раньше писал о Х. Лёйнере, находит превосходное обобщение и объяснение в описаниях слабостей тщеславного энеа-типа, как я уже высказался выше, это важная интегрирующая составляющая моего историко-психологического исследования. Ряд цитат, важных фрагментов из книги К. Наранхо "Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего" [пер. с англ. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 224 с.]:

"Глава третья. Внешнее впечатление как залог успеха. 1. Тщеславие, притворство и "маркетинговая" ориентация. Тщеславие - это страстная забота о своем имидже, или страсть жить для чужих глаз. Жизнь для того, чтобы произвести впечатление, подразумевает, что человека заботят не собственные переживания, а ожидания или фантазии других людей, то есть в нём сильны тщеславные устремления" [с.83]; 

"Говорить о тщеславии как о жизни для собственного имиджа все равно, что говорить о нарциссизме, и, действительно, можно рассматривать нарциссизм как универсальный аспект эго-структуры, отмеченной в правом углу энеаграммы" [с.83-84];

"Тщеславие присутствует в большей степени в "истеричной" области энеаграммы (охватывающей энеа-типы II, III, и IV), однако, в случае с гордостью - оно удовлетворяется посредством комбинации воображаемой самонапыщенности и поддержки избранных людей, в то время как в энеа-типе III личность мобилизует себя для того, чтобы доказать объективно свою ценность путем активного восполнения собственного имиджа, приближения его к обобщённому идеалу. Это ведет к стремлению достижения успехов и хорошей формы, как это понимается большинством, или в соответствии с общепринятыми стандартами" [с.84];

"В противовес чувству желания быть замеченным, услышанным, одобренным, в характере энеа-типа III наличествует соответствующее ощущение одиночества, возникающее не только из хронических разочарований в потребности быть чем-то для других, но и из факта, что какого бы успеха не добилась личность, он относится к ее ложному "Я" и к ее манипуляциям. Отсюда возникает вопрос: "Любили бы меня ради меня самого, если бы не мои успехи, мои деньги, мое хорошенькое личико и т. д.? Этот вопрос постоянно подпитывается тем, что личностью данного движет не только страх неудачи в его лихорадочных стремлениях к успехам, но также страх раскрыть себя и быть отвергнутым, показавшись миру без своей маски" [с.86-88];

"Ориентация на достижение успеха 

...

Для этих людей характерна способность выполнять работу быстро и точно..." [с.89];

"Тесно связана со стремлением к успеху и такая черта характера, как самоконтроль, также как и контроль над другими и доминирование" [с.90];

"Социальная искушенность и мастерство

Ещё одна группа черт характера, выделяющаяся среди дискрипторов энеа-типа III, объединяет характеристики "занимательный", "полный энтузиазма", "дурачливый", "обаятельный", "разговорчивый", "приятный", "заслуживающий ободрения и остроумный". В обобщенном виде эту черту характера можно назвать " социальная великолепность", или "социальная демонстрация", что по отношению к статусу может рассматриваться в данном случае как оправдательная мотивация" [с.91];

"Обман и манипулирование образом

...

Так как обман можно назвать фиксацией, то есть дефектом познания в энеа-типе III, я отдельно сгруппировал несколько дискрипторов, имеющих более тесное к нему отношение, такие как: "становиться маской", "принимать навязываемое мнение", "находиться под влиянием", "фальшивый", "липовый". И как факт, наиболее полно характеризующий этот тип, сюда нужно включить эмоциональное переживание обмана. Хотя, если быть точными, обман идет дальше эмоционального переживания, так как вбирает в себя логическое обоснование и другие действия. 

Слова "обман" или "симуляция" могут быть использованы как указатели на определенный тип организации данной личности, проявляющийся в связи с самообманом (вера в идеализированный образ, присутствующий в мире), а также в связи с симуляцией перед внешней аудиторией (как в случае с блефом или показной добротой). Кроме того, это идентификация личности с ролью или маской - утрата ощущения, что ты просто играешь роль или надел маску, что ведет к тому, что твоей реальностью становится такой мир, каким его видят другие. 

Энеа-тип III не только придает значение внешнему виду, но выработал способность мастерски преподнести себя, других, события и идеи. Особый дар продавать и рекламировать, который характеризует этих людей, является, очевидно, обобщённой способностью, развившейся первоначально из желания "преподнести себя" и выдвинуться" [с.91-93];

"Подверженность чужому влиянию

...

Способность к идентификации себя с доминирующими ценностями воплощает как склонность поддаваться чужому влиянию, так и хамелеонство в энеа-типе III вообще, то есть его готовность изменить свое мнение или внешность в соответствии с модой" [с.93-94];

"Экзистенциальная психодинамика

...

Осознав, что "внутри чего-то не хватает", личность энеа-типа III скорее всего определяет это ощущение пустоты как незнание того, кем он или она является, - проблема идентификации" [с.96-98];

""Незнание, кто я" обычно означает в личности энеа-типа III: "Все, что я знаю, это роль, которую я играю. Существует ли что-нибудь, кроме нее?" Личность пришла к осознанию того, что ее жизнь - это серия представлений и что идентификация лежит в данном случае в определении профессионального статуса и других ролей" [с.98];

"Вместе с интуитивным чувством игнорирования себя или своей индивидуальности обычно имеет место ощущение незнания своих истинных чувств и желаний - ощущение, захватывающее их в такой мере, что они начинают принимать выдуманные чувства за свои, и их выбор определяют не внутренние установки, а внешние модели" [с.98]. 

____

В описании невротических слабостей энеа-типа III мы встречаемся со многими из тех аспектов, которые обсуждались ранее в связи с профилем Х. Лёйнера и особенностями его социального влияния. Например, проблематика нарушения идентичности, создание ложного имиджа (подмена истинных чувств), высокая чувствительность к социальным влияниям и подражательность, истерически-нарциссическая составляющая радикалов структуры личности, культивирование в себе профессионализма, рациональности, такая черта характера как доминирование (что сказалось на точном прописывании действий психотерапевта при работе с клиентами), социальная искушенность, умение влиять на большие социальные группы и др. Вернувшийся с фронта ранимый молодой специалист близко и глубоко воспринял эмоционально-социальную атмосферу вокруг имагинативного психоанализа Юнга - Лёйнер долгие годы находился под её впечатлением, подстраивал свой имидж (искусственный, фальшивый) под неё, используя социальные умения и навыки воздействия на людей, развитые в энеа-типе III, в чём ему существенно помогал линейно-напористый темперамент информационного типа ЭИЭ. Понятно, что каждый энеа-тип, как и информационный тип, имеют свои сильные и слабые стороны - в данном случае я выделяю те стороны, которые тесно связаны с изучаемой проблематикой истории развития символдрамы. 

Предыдущее сообщение по теме: Динамичный Анимус: особенности  

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments