Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

"Буря и натиск" в научном творчестве Х. Лёйнера

История психологии и психотерапии, методы психологии. Продолжаем исследование сопутствующих масштабному плагиату со стороны Х. Лёйнера обстоятельств - анализ движения "бури и натиска" в литературе Германии, к которому примыкали такие видные литераторы как Шридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гёте и др., может существенно расширить наше понимание внутренних, явных или скрытых, установок немецкого врача. 

По своей модели поведения Х. Лёйнера можно отнести к "буре и натиску" - экзальтированно-страстный стиль убеждения (Принц-Дионис), он выступал, где только было возможно, пропагандируя якобы сделанные им открытия, продвигая метод "символической драмы" в массы, рассказывая о природном человеке, символах, чувствах, страстях, бессознательном.

На сайте, посвящённом исследованию творчества, есть статья под названием "Возникновение движения "Бури и натиска", аннотация:  "Движение Бури и натиска / Sturm und Drang возникло в Германии в 70-х годах XVIII века  и получило название по одноимённой драме немецкого писателя Фридриха Максимилиана фон Клингера.

В отличие от «культа разума», свойственного эпохе классицизма, участники этого движения провозглашали в качестве эталона «бурного гения» - как пример ими часто  приводился Прометей. Считалось, что настала пора изображать сильные характеры, сильные страсти…" (конец цитаты).

Подробнее: https://vikent.ru/enc/3393/

В научных психологических кругах того времени (науки ХХ века) многие были хорошо знакомы с творчеством и идеями многих из примыкавших к этому движению, особенно Ф. Шиллера, И. В. Гёте и др. Их творчество активно отражено в работах К. Г. Юнга. Важно отметить метафорическое наименование этого движения - бурные гении. Есть основание предполагать, что Лёйнер был знаком с этим направлением искусства и получал от него вдохновение, вернее, подпитку чувства грандиозности, бредового представления о величии (гениальности). Цитата из статьи (по ссылке):

" В 1781 году И. Г. Гердер в работе: О влиянии поэтического искусства на нравы народов в старые и новые времена, выдвинул теорию гения, творчество которого всегда абсолютно свободно и самобытно.

«Гердер выдвигает понятие гения преимущественно в полемике против нормативной  эстетики: «Поэт, бог драмы! Часы на башне не отбивают тебе положенный срок, ты сам творишь границы времени и пространства, и если ты способен создать целый мир, который существует лишь во времени и пространстве, тогда ты найдешь в нем самом меру его времени и пространства; в тот мир ты должен  ввести зачарованных зрителей, внушив им эту меру, или ты будешь тем, о чем я  уже сказал выше, - то есть чем угодно, только не драматургом». Примером  такого гения для Гердера является Шекспир. Вместе с тем Шекспир для Гердера всеобъемлющ, как природа. «Он говорит языком всех возрастов и всех человеческих характеров». Мир шекспировских образов Гердер соотносит с понятием бога у Спинозы" (конец цитаты). 

Не исключено, что Лёйнер даже был знаком именно с этим высказыванием Гердера - оно превосходно передаёт мироощущение немецкого врача по отношению к символдраме, к психотерапевту, как режиссёру загадочной символической драмы, творящему, совместно с пациентом, свои границы времени и пространства, подобно Богу. "В тот мир ты должен ввести зачарованных зрителей, внушив им эту меру..." - именно так и произошло, талантливый артист и социальный психолог (информационный тип - ЭИЭ), Лёйнер зачаровал научную общественность, экзальтированно-вдохновенно рассказывая о новом методе, причём настолько зачаровал, что они даже не заметили, что великий герой-гений ретранслировал им в деталях открытия Юнга, выдавая за свои. Да и как могли это осознать, если эмоциональный напор, "буря и натиск" отключали разум, включали чувства во всём их богатстве и объёме переживаний, непосредственности. Только по прошествии времени, на расстоянии, стало возможным осознать наличие игры в презентации "новых идей" Лёйнером, наличие масштабной фальши - не самих чувств, а их идейной основы (трансформированной). Как талантливый артист, Лёйнер превосходно сыграл роль новатора-первооткрывателя, в нём, подобно Фаусту, жили две души - собственная, и психологический образ подлинного создателя имагинативного психоанализа - Юнга. Основные причины такого масштабного обмана и самообмана, как было установлено в ходе наших исследований: личная предрасположенность, травма участия в боевых действиях, вероятное употребление сильных психоактивных препаратов, таких как ЛСД-25 (предположительно, как попытка исцеления военной травмы). 

Предыдущее сообщение по теме: ЛСД-25 И ДОКТОР ХАНСКАРЛ ЛЁЙНЕР

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments