Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

ИМАГИНАТИВНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ: развитие исследовательской гипотезы

История психологии и психотерапии, методы психологии. Продолжаю знакомить читателей моего блога с развитием гипотезы об истоках метода активного (не направленного) воображения и его ответвления - символдрамы или кататимно-имагинативной психотерапии. Напомню, суть разработанной мною гипотезы связана с глобальной переоценкой роли Х. Лёйнера в презентации той модели психотерапии, которую он обозначил как символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия). В соответствии...

Рис. 1 (в работе "Исследование процесса индивидуации"):

...с представленными мною многочисленными фактами и аргументами, Х. Лёйнер не может именоваться автором метода символдрамы, что грубо нарушает этику науки - в основе которой истина, справедливость, честность. Наиболее точное и справедливое позиционирование его роли - активный популяризатор одного из боковых ответвлений метода активного воображения (версии К. Г. Юнга - Г. Шмальца - психотерапевт ведёт клиента по образам на сеансах). В ходе исторических исследований установлено, что Лёйнер, имевший травматический опыт участия в боевых действиях (во время Второй мировой войны), бессознательно идентифицировал себя с Юнгом (плохо различая границы личного "Я"), он регулярно "переоткрывал" теоретические и практические идеи Юнга, высказанные швейцарским психологом в его многочисленных, однако не всегда хорошо систематизированных, работах.

Отмечу ещё один важный факт - Лёйнер активно исследовал воздействие препарата ЛСД-25 на психику, не исключено, что немецкий исследователь проверял действие этого препарата на самом себе. Напомню, что ЛСД-25 - это психоактивное вещество из семейства лизергамидов, считается одним из самых известных психоделиков, т.е. веществ, активно влияющих на восприятие и многие другие психические процессы. Есть информация, что этот препарат, в определённых случаях, способен вызывать или обострять психические расстройства. Среди психических эффектов действия препарата возможны - эйфория (всезаполняющее чувство восторга), переживание ощущения грандиозности (сверхмогущества), деперсонализация (нарушение переживания собственного "Я") и др. - что весьма напоминает ряд эмоциональных состояний Лёйнера и его поведенческих реакций.    

Работа К. Г. Юнга "Исследование процесса индивидуации" впервые была опубликована в 1933 году (вышла в 1934), пересмотренное издание - в 1950-м. В работе прослеживается базис парадигмы ландшафтных мотивов и природных стихий, а также особенности глубинно-аналитической интерпретации: 

"Введение

В 1920-х годах в Америке я завел знакомство с академически образованной леди - назовем ее Мисс X, - которая в течение девяти лет изучала психологию. Она была знакома со всей литературой в этой области, вышедшей в последние годы. В 1928 году, в возрасте пятидесяти пяти лет, она приехала в Европу, чтобы продолжить свои занятия под моим руководством. Будучи дочерью выдающегося отца, она имела разнообразные интересы, была исключительно развита и обладала живым складом ума. Она не была замужем, но жила с бессознательным эквивалентом человеческого партнера, а именно - анимусом (персонификацией всего мужского в женщине); эта характерная любовная связь чрезвычайно распространена среди женщин с академическим образованием. Как это часто случается, предпосылкой такого ее состояния был комплекс положительного отца: она была "fille a papa"*Папина дочка (фр.) и, разумеется, не слишком хорошо относилась к своей матери. Ее анимус был не из тех, что внушают эксцентричные идеи. От этого ее предохраняла врожденная рассудительность и замечательная восприимчивость к мнениям других людей. Это хорошее качество, редко наблюдаемое в присутствии анимуса, в сочетании с некоторыми неизбежными тяжелыми переживаниями, позволило ей осознать, что она достигла предела и "влипла". Женщина ощутила крайнюю необходимость пуститься на поиски путей, которые могли бы вывести ее из тупика. Это было одной из причин ее поездки в Европу. С этим был связан и другой - отнюдь не случайный - мотив. По материнской линии она была отпрыском скандинавов. Поскольку ее отношение к матери оставляло желать лучшего, что осознавала и сама женщина, у нее постепенно сформировалось ощущение того, что эта сторона ее натуры могла бы развиваться иначе, если бы только изменилось ее отношение к матери. Решаясь отправиться в Европу, она понимала, что возвращается к собственным истокам, и намеревалась реактивировать часть своего детства, связанную с матерью. Перед приездом в Цюрих она побывала в Дании - на родине ее матери. Там ее наиболее сильно поразил ландшафт, и неожиданно женщину охватило желание рисовать - и более всего пейзажные мотивы. До этого она не замечала в себе никаких подобных эстетических наклонностей. Особых способностей к живописи и рисованию у нее не было. Теперь же, попробовав себя в акварели, она испытала странное чувство удовлетворенности от своих скромных пейзажей. Ей показалось, что живопись наполняет ее новой жизнью. Приехав в Цюрих, она продолжала свои занятия живописью, и днем раньше ее первой встречи со мной она начала работу над другим пейзажем - на этот раз она писала по памяти. Во время работы над ним между ней и картиной неожиданно всплыл образ-фантазия: она увидела себя прочно воткнутой по пояс в каменную глыбу. Местность вокруг представляла собой пляж, усыпанный валунами. На заднем плане было море. Женщина чувствовала себя пойманной и беспомощной. Затем она неожиданно увидела меня в облике чародея и позвала на помощь. Я подошел ближе и прикоснулся к скале волшебной палочкой. Тотчас же камень рассыпался, и женщина невредимой вышла наружу. Тогда она изобразила эту фантазию вместо пейзажа и на следующий день принесла рисунок мне" [с.213-215 в книге - Юнг К. Г. Тэвистокские лекции / Исследование процесса индивидуации. Пер. с англ. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 1998 - 295 с.];

"Рисунок 1

Поскольку женщина была начинающим живописцем и не обладала надлежащими навыками, создание рисунка потребовало от нее значительных усилий. В подобных случаях в живопись с легкостью проскальзывают подпороговые образы бессознательного. Поэтому случилось так, что большие валуны на бумаге утратили свои естественные очертания и приняли неожиданные формы. Некоторые из них выглядели как сваренные вкрутую и разрезанные пополам яйца, с желтком посередине. Другие казались остроконечными пирамидами. Именно в одной из таких пирамид и была замурована мисс X. Ее развевавшиеся волосы и волнение, заметное на море, говорили о сильном ветре.

Прежде всего рисунок подчеркивал ее состояние заключения, не говоря ничего об акте освобождения. Здесь женщина была изображена прикованной к земле, к родине своей матери. Психологически это состояние означает пойманность в бессознательное. Неадекватное отношение женщины к матери оставило за собой нечто темное и нуждающееся в развитии. Ее увлечение магией материнской родины и попытки выразить эту увлеченность при помощи живописи свидетельствовали о том, что половиной своего тела она все еще погружена в Материнскую Землю: она все еще частично идентифицирована со своей матерью и, более того, через эту часть тела, содержащую в себе именно ту тайну матери, которую она никогда не исследовала.

Поскольку мисс X совершенно самостоятельно открыла метод активного воображения, к использованию которого я давно уже привык, я смог подойти к проблеме именно с той стороны, на которую указывал рисунок: женщина поймана в бессознательное и ждет от меня, как от волшебника, магической помощи" [там же, с.215];

 

"...Нельзя искусственно выдумать пути и средства, не говоря уже о том, чтобы знать их наперед, ибо такое знание носит чисто коллективный характер, оно основано на усредненном опыте и, следовательно, может оказаться абсолютно неадекватным и совершенно неверным в частных случаях. А когда, вдобавок к этому, мы примем во внимание возраст пациента, мы правильно поступим, с самого начала отказавшись от всяких попыток применения избитых рецептов и банальных обобщений, известных пациенту столь же хорошо, как и самому доктору. Долгая практика научила меня не претендовать на знание чего-либо наперед и лучше других, но позволять самому бессознательному взять первенство. Наши инстинкты столь многократно благополучно справлялись с проблемами, возникавшими на жизненной сцене, что мы можем быть уверены в том, что процессы трансформации, делающие возможным переход, уже давным-давно сформированы в бессознательном и лишь поджидают момент, чтобы вырваться на волю.

Предыдущая история уже показала мне, как бессознательное воспользовалось неспособностью пациента рисовать, чтобы исподволь внушить свои собственные предложения. Я не упустил из виду того факта, что валуны тайком превратились в яйца. Яйцо же представляет собой зародыш новой жизни с высочайшей символической значимостью. Оно является не только космогоническим, но и "философским" символом. В первом случае речь идет об орфическом яйце, мировом начале; во втором - о философском яйце средневековых натурфилософов, о сосуде, из которого в результате opus alchymicum возникает гомункулус, то есть Антропос, духовный, внутренний и целостный человек, в китайской алхимии называемый чен-йен (буквально: "совершенный человек")2" [там же, с.216].    

Рис. 15 (в той же работе): 

В завершающем работу разделе К. Г. Юнг пишет об активном воображении: "Я использовал этот метод с 1916 года и впервые набросал его в работе "Отношения между Эго и Бессознательным"" [там же, с.268]. Книга "Отношение между Эго и Бессознательным" берёт начало в докладе Юнга 1916-го года, она была опубликована в 1928-м году. В предисловии ко второму изданию (1934-го года) психолог писал: "...настоящая работа возникла не враз, а стала выражением растянувшегося на десятилетия стремления уловить и - по меньшей мере в главных чертах - отобразить своеобразный характер и ход "drama interieur" (душевная драма - фр.), процесса трансформации бессознательной души. Эта идея самостоятельности бессознательного, которая столь принципиально отличает мой подход от подхода Фрейда, смутно маячила передо мной уже в 1902 г...." [с.175 в книге - Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - 320 с.]. Наиболее важная, в плане описания теории метода имагинативного психоанализа, глава "Техника различения "Я" и фигур бессознательного", где отображена методологическая, теоретическая и конкретно-методическая суть нового метода. Поразительно, что Х. Лёйнер, что я уже ранее неоднократно подчёркивал, скопировал не только эти базисные компоненты, а даже названия метода практически полностью отображают лексикон Юнга: метод исцеления при помощи "символической драмы", кататимное переживание образов, психоанализ при помощи образов - настолько Лёйнер подражал швейцарскому психологу, копировал буквально малейшие детали. Понятно, что механизмы психологической защиты искажали это точное копирование, т.е. копирование совмещалось с разного рода искажениями, встраиванием в разного рода объяснительные конструкции и перетолкования, чтобы замаскировать узнавание факта масштабного плагиата (в первую очередь, самим Х. Лёйнером). 

Предыдущее сообщение по теме: Имагинативный психоанализ: продолжение исследования

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments