Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Преодоление масштабного обмана в науке

Наука, методы психологии. На днях, через целый ряд психолого-психотерапевтических сообществ социальной сети ФБ, проведена акция по широкому распространению достоверной информации об истории создания имагинативного психоанализа (иные названия: активное воображение, психоанализ при помощи образов, символдрама, кататимно-имагинативная психотерапия и др.). Тысячи прочтений, многочисленные положительные лайки. Это может ускорить решение вопроса о преодолении масштабного обмана в области, где к обману относятся с особой нетерпимостью - науке. 

Древнеегипетский символ "Глаз Гора": 
Глаз Гора (600x439, 143Kb)

Исследователь феномена обмана Ю. В. Щербатых в научно-популярной книге "Искусство обмана. Популярная энциклопедия" (М.: Эксмо-пресс, 1999. - 544 с.) пишет: "Люди более или менее спокойной могут смириться с наличием обмана в различных областях человеческой деятельности - в политике, религии, военном деле, бизнесе. Но существует область, по мнению обывателей, априорно свободная от этого зла - наука, в которой ничего не принимается на веру, а всё доказывается и многократно проверяется. Если бы это было так... К сожалению, обман проникает и в эту святыню объективности, приобретая при этом различные оттенки - от невинной фальсификации до злонамеренного подлога" (с.444). Ссылаясь на Дубровского, Щербатых раскрывает особенности и даёт такую оценку этому пагубному явлению: "Как пишет в своей монографии Д. И. Дубровский: "...Обман в научной деятельности проявляется в различных формах - от прямой фальсификации фактов до тонких передержек в изложении и оценках взглядов и концепций оппонентов, умолчаний и искусных деформаций смыслов. Обман в науке особенно нетерпим, ибо наука образует своего рода базис объективности во всей системе духовной культуры. Поэтому рост числа случаев обмана в этой сфере деятельности говорит о серьёзном падении нравов, негативно сказывается на всей системе духовных ценностей"" (с.445). 

В ходе выполненных мною исследований, установлены факты многочисленных искажений в работах Х. Лёйнера (умолчаний, деформаций смыслов, тенденциозной подачи материала и т.д.), что привело к полному сокрытию преемственности, вернее сказать, практически полной тождественности метода кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы) и метода активного воображения, особенно в том варианте, который был предложен учеником К. Г. Юнга, немецким профессором Густавом Шмальцем, находившимся с Юнгом в регулярной переписке. Как известно, начиная с 1941 года, Шмальц развивал форму метода активного воображения, в русле которой пациент представляет образы (на заданную тему, мотив) в присутствии психотерапевта, который его проводит по миру образов в качестве наставника. Опыт такой работы Г. Шмальц обобщил в книге "Комплексная психология и соматический симптом" (1955). 

Следует отметить, что всё научное творчество Х. Лёйнера по "созданию" символдрамы буквально пронизано реминисценциями из разных работ Юнга, однако такие реминисценции являются скрытыми, Лёйнер умалчивал о преемственности или же деформировал реальные источники его вдохновений. Так с выбором основных (базисных) мотивов, концепции регрессии ради прогрессии, кататимной гидротерапии, переноса в образ, выбора названий метода и т.д. Источник вдохновения уходит в психодинамику личности Лёйнера, его бессознательное отождествление с Юнгом при нарушении ощущения личных границ (психотический уровень). Например, базисные мотивы символдрамы, это не что иное, как мотивы из наиболее популярных, авторитетных работ Юнга, вызывавших у Лёйнера восхищение-зависть, они произвели на него сильное эмоциональное впечатление, что дало толчок к заимствованию. Что такое выбор в качестве эмблемы символдрамы египетского символа "Глаз Гора"? Это эмоциональное влияние на Лёйнера интереса Юнга к мифологии Древнего Египта - Филимон, образ Мудреца из продуктов воображения Юнга, являлся носителем духа Египта и Эллады. Кроме того, Юнг считал древнеегипетскую культуру питательной для символизма христианства, т.е. придавал ей большое историческое значение (мифологической праматрицы). В работе "Подход к бессознательному" швейцарский учёный пишет: "В значительно большем масштабе сама христианская эра обязана своим именем и значением античной тайне богочеловека, который имеет свои корни в древнеегипетском архетипическом мифе Осириса-Гора" (с.74 в книге "Архетип и символ". - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.).

Резко преувеличивая значение своей экспериментальной работы (в русле исследования символизма мотивов), умалчивая о том, что форма диалогической работы психотерапевта и клиента по представлению образов была им заимствована у Г. Шмальца, а также умалчивая о многочисленных скрытых реминисценциях на идеи из работ Юнга, Х. Лёйнер активно-экзальтированно продвигал коллективную мифологию о якобы создании им совершенно нового психотерапевтического метода, что корнями уходило в его личную психодинамику. Несмотря на то, что Лёйнер несколько более структурировал презентацию мотивов, а также расширил проработку темы диалогических взаимоотношений психотерапевта и клиента (в ходе представления клиентом образов), вряд ли такой вклад можно считать новаторским, претендующим на открытие нового психотерапевтического метода, тем более, целой кататимно-имагинативной парадигмы. Как отмечает Ю. В. Щербатых, описывая специфику постулатов обмана в науке: "если вы хотите, чтобы вашей лжи поверили, продублируйте её через несколько независимых источников" (с.446). Собственно, основная линия защиты наследия Х. Лёйнера со стороны его приверженцев сейчас в основном и строится на развитии именно этого постулата - они многократно ссылаются на разные источники, где есть упоминания о Лёйнере, где кто-то когда-то высказал в отношении его деятельности в области символдрамы некие льстивые слова. Хочется надеяться, что такое поведение приверженцев Лёйнера связано не с недостатком морального самосознания, а с ошибками в оценке ситуации, сложностями изменения тех убеждений, которые казались незыблемыми в течение многих лет.   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments