Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Психоанализ при помощи образов: очерк истории создания и развития

Методы психологии, психология творчества. Как известно, Зигмунд Фрейд предложил метод свободных ассоциаций, для исследования бессознательного – как новый метод, так и новая теория, в то время стали большим прорывом в познании душевного (психического) мира человека. Фрейд считал, что в бессознательном скрыты разного рода конфликты, осознание которых, выведение их на свет сознания, способно оказать содействие в психологической гармонизации. Большое значение имела работа учёного под названием «Толкование сновидений» (1900), продемонстрировавшая обширную душевную жизнь человека во сне, наличие осмысленных мотивов сновидений, за символизмом которых скрываются реальные жизненные мотивы, бессознательные размышления, запечатления, желания, т.е. психодинамика.

На фото – архетипический образ луга (из серии «Луга и лужайки Харьковщины»):

28 августа 2016-11 (700x524, 553Kb)

Вокруг Фрейда образовалась группа единомышленников, развивавшая теорию психоанализа. Кто-то целиком отстаивал основные положения его теории, кто-то двигался своим путём, разрабатывая собственные представления о психике. Работа К. Г. Юнга «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912) стала поворотной – от теории психоанализа к созданию нового направления и его методов. Примерно в то же время, на собственном опыте Юнг разрабатывал принципы нового метода, получившего в дальнейшем широкое признание – активного воображения. В отличие от направленного воображения, например, как во многих медитативных техниках, где задаётся устойчивый внешний элемент представления, в активном воображении упор делается на диалоге с творческим потенциалом бессознательного, внимание обращается к собственным внутренним образам.

Такое понимание стало не просто новым техническим акцентом в психоанализе, оно стало рождением принципиально новой теории бессознательного, важным новым шагом в понимании природы человека. Обладая большой эрудицией (к слову, версия информационного типа К. Г. Юнга – ИЛИ, или Знающий), особенно в области истории и мифологии, древних практик, Юнг подчёркивал, что в разного рода вариантах активное воображение использовалось людьми с древнейших времён – в шаманизме, деятельности древних целителей и служителей культа, в алхимии и др. Швейцарский психолог разработал представление об активном воображении, в рамках методологии современной психологической науки, уделив особое внимание подробному исследованию символизма и психодинамики.

Собственно, символизм и психодинамика, представленные в книге «Либидо, его метаморфозы и симводы» - это фундаментальная база для любого дальнейшего развития теории метода активного воображения, в том числе, и его более поздних ответвлений, например, таких как символдрама. В книге подробно исследованы темы регрессии (вплоть до самых ранних, доэдипальных стадий), целительного значения соприкосновения с архетипическими образами, особенно с образами родительских имаго (субъективное восприятие тех или иных реальных субъектов или предметов, в данном случае, образов родителей), психодинамика развития внутреннего мира человека, параллельно развитию и трансформации символических образов, проработаны темы путешествия героя, избавления от невротических фиксаций, подробно исследованы ведущие мифологические темы. Описывается значение ландшафтных мотивов и его символизм, целительное значение соприкосновения с матерински-природными образами, кататимная гидротерапия – целительное соприкосновение с образами воды, исследован вопрос творческого диалога с бессознательным в ходе спонтанно возникающих образов активного воображения.    

В тот период, после разрыва с Фрейдом, имевшего научно-творческую причинную составляющую - значительное расхождение во взглядах на развитие теории и практики психологии, Юнг особенно много внимания уделял разработке техники активного воображения. Однажды Юнг доверился бессознательному и позволил фантазии развиваться самостоятельно – появилась фигура Филимона (Илии), некоего Мудреца, несущего дух Египта и Эллады. Так Юнг для себя открыл, что в душе есть вещи (части души), которые отличны от «Я», они живут самостоятельной жизнью. Впоследствии психолог часто взаимодействовал с этим (и другими образами воображения), что помогло Юнгу преодолеть личный кризис и разработать принципы нового метода. Целью диалога с бессознательным является психологическое развитие, большая степень понимания внутреннего мира, наконец, синтез противоположностей, обретение равновесия между разными частями души. Конкретные формы активного воображения могут быть разнообразны – фантазии, рисование, игра, автоматическое письмо, танец и музыка и др., вербальный диалог или полностью невербальный. В современной психотерапии большой популярностью пользуется вербальная форма метода активного воображения – словесное описание (психотерапевту) хода представления образа клиентом в символдраме. В символдраме преимущественно используются ландшафтные мотивы, а также многие другие, описанные в книге «Либидо, его метаморфозы и символы» - куст розы, пещера на болоте (или развилке дорог), змея, водная стихия и др.  

Ряд юнгианских психологов выделяют четыре фазы активного воображения, которые можно считать универсальными: приглашение; диалог; этические ценности; ритуалы фиксации образа. Первая фаза – приглашение бессознательного к диалогу. Например, в великом произведении «Божественная комедия» описано, как блуждая в тёмном лесу, Данте проваливается в какую-то дыру и оказывается в подземном мире, где он встречает поэта Вергилия, который становится ему собеседником и проводником в мире бессознательного (царстве Аида). В произведении Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» почти также – Алиса проваливается в подземелье (побежав за кроликом), т.е. автор входит в мир бессознательного, чтобы соприкоснуться с его скрытыми силами, оживающими в виде разнообразных образов. Юнгианский аналитик Роберт Джонсон любит активизировать своё воображение при помощи представления образа берега моря – этот образ часто возникает в его снах. Он начинает гулять по воображаемому берегу моря и постепенно что-то обязательно происходит – в том смысле, что бессознательное начинает отвечать. В символдраме любят использовать для начала диалога ландшафтные мотивы, особенно «Луг».

В плане истории, любопытно упомянуть о примере, который К. Г. Юнг приводит в «Дискуссии пятой» знаменитых «Тэвистокских лекций» 1935-го года. Юнга попросили дать краткий обзор техник активного воображения, и швейцарский психолог приводит любопытный случай, как один из его пациентов осваивал эту технику. Человек артистического склада, который ездил к нему на сеансы на поезде. На станции висел плакат и пациент, в ожидании поезда, разглядывал плакат, на котором была красочная Альпийская картинка: водопад, зелёный лужок, коровы на склонах холма посреди луга. Он размышлял о методе активного воображения и начал представлять фантазию по поводу плаката, будто это реальный пейзаж – он идёт по склону, где пасутся коровы, взбирается на вершину холма, чтобы увидеть, что находится за холмом. Однажды он представил, что взобрался на эту воображаемую гору и посмотрел вниз – там тоже был луг, спуск с горы, у её подножия изгородь с перекинутой через неё лесенкой. Он спустился вниз, перелез через изгородь, обошёл овраг и камень и наткнулся на небольшую часовню со слегка приоткрытой дверью. Пациент зашёл туда, посмотрел, что внутри. Так этот клиент Юнга научился пользоваться активным воображением. Интересно и, в плане истории психологии важно, то обстоятельство, что в данном образе пациента сразу отобразился в комплексе целый ряд таких важных мотивов как «Луг», «Гора», «Дом», «Корова». 

Тэвистокские лекции (200x306, 41Kb)

Фаза диалога с фигурами воображения особенно важна, здесь бессознательные части души раскрываются, появляясь в символически-образном виде и вступают в общение с сознательным «Я», а сознание знакомится с теми скрытыми частями, о которых ранее, возможно, человек и не подозревал. Иначе говоря, на этой стадии, в наибольшей степени, развёртывается психодинамика, правильное взаимодействие с символическими образами способно помочь в разрешении невротических конфликтов, развитии личности. Важным шагом в развитии метода активного воображения стала профессиональная деятельность немецкого профессора Густава Шмальца – ученика Юнга, находившегося с ним в регулярной творческой переписке. Ещё в сороковые годы он проводил совместные с пациентом сеансы активного воображения, т.е. клиент представлял образы в его присутствии. Г. Шмальц предлагал пациентам упражнение на релаксацию, а затем проводил сеанс – пациент представлял перед своим внутренним взором образ на тему заданного психотерапевтом мотива. Г. Шмальц особенно подчёркивал, что само по себе переживание внутренних образов является целительным, даже без рационального толкования. По материалам такой работы немецкий профессор издал в 1955-м книгу «Комплексная психология и соматический симптом». Эта форма юнгианского метода активного воображения стала модной и популярной в ряде стран Европы и Азии, выступая под названием «символдрама» или «кататимно-имагинативная психотерапия».  

Также большое значение самому факту эмоционального переживания образа (без интеллектуализации) придавал Джеймс Хиллман, вообще выстроивший целое экопсихологическое мировоззрение, где подчёркивается важное значение имагинативного отношения к окружающей действительности. Особую практическую значимость метод активного воображения приобретает в работе психолога с детьми, в силу того, что им легче проживать образ, а не выражать словами свои психологические сложности. В книге английского психолога Джона Аллана «Ландшафт детской души», предисловие к которой написал Джеймс Хиллман, хорошо описаны многообразные экспрессивные методы, активизирующие воображение и способствующие исцелению маленьких пациентов.

Словесный диалог с фигурами воображения – они могут быть человеческими или в виде животных, растений и др., тактильное соприкосновение, визуальное исследование, детализация и т.д. - приёмы взаимодействия с образом, а также само развитие сюжета представляемого мотива важно. Юнг особое внимание уделял повторяющимся мотивам сновидений клиентов и повторяющимся мотивам активного воображения, стремясь проследить психодинамические аспекты развёртывания образов от одного к следующему. Вообще, в отличие от метода свободных ассоциаций Фрейда, в методе активного воображения считается важным удерживать внимание клиента на заданном мотиве, избегая хаотичных скачков мысли, резких сюжетных переходов. Важно в деталях проработать ту сюжетную тему, которая появилась в поле внутреннего взора клиента из его бессознательного. Ещё одно важное отличие психоанализа при помощи образов от классического фрейдовского психоанализа – Юнг полагал, что наличие символизаций (символических образов) переводит психическую энергию в это пространство, также он пришёл к выводу, что полный активный перенос не всегда важен в терапии (работа «Психология переноса» была издана в 1946-м году). В пространстве, которое создают имагинативные представления клиента, таким образом, полного и, не редко, излишне драматичного переноса, не происходит, аспекты переноса прорабатываются в символических образных представлениях.    

Третья фаза – ценности, сознательная этическая позиция по отношению к образам бессознательного, которые могут открыться как противоречащие сознательным ценностям и установкам человека. Инстинктивная часть человеческой души не знает «добра» и «зла», сознанию человека предстоит выбирать, в какое русло направится течение инстинктивной энергии. Впрочем, такой автор как Кларисса Пинкола Эстес в знаменитой книге «Бегущая с волками», в отличие от позиции этической индифферентности инстинкта, в некотором роде романтизирует и облагораживает природные силы. Четвёртая фаза – ритуал фиксации прожитого образа, его материализация - обычно в виде следующего за образом рисунка, выполнение значимого ритуала, хотя бы частичное воплощение в жизнь чего-то из представленного образа.

Резюме. Предложенный К. Г. Юнгом метод активного воображения (отличаясь от методов направленного воображения) позволяет вести творческий диалог с бессознательным, особенно с архаически-инстинктивными слоями душевного мира. Символизм коллективного бессознательного и психодинамика взаимодействия с мифологическими образами подробно исследованы учёным в его первой крупной публикации на эту тему, в работе «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912) и во многих последующих работах. К 30-50-м годам ХХ века школой Юнга уже был накоплен большой опыт практического использования этой техники. Новым этапом развития метода стала деятельность Густава Шмальца, предложившего использовать представление образа клиентом в присутствии психотерапевта. Метод активного воображения отличается экологичностью, бережным отношением к внутреннему миру клиента, способствует выстраиванию диалога с внутренними ресурсами бессознательного, здесь делается акцент на творческой экспрессии, в школе Юнга разработаны детальные инструкции использования различных форм данного метода.         

Примечание. Не рекомендуется самостоятельно (или со специалистом) представлять образы, если Вы не готовы к этому: в случае присутствия повышенной активности бессознательного и слабости «Эго», присутствия психических заболеваний или сильных стрессовых состояний. 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments