Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Лайонел Корбетт "Психотерапия как духовная практика": видео

Теория и практика психотерапии, психологические издания. Видео под названием "Лайонел Корбетт "Психотерапия как духовная практика"" (10 июня 2015). Юнгианский психолог, профессор психиатрии Университета Нью Мехико (США), ведущий преподаватель Pacifica Graduate Institute (Санта Барбара) программы «Психика и сакральное» рассказывает об основной идее книги "Священный котёл. Психотерапия как духовная практика", на русском языке вышедшей в 2014-м году. Книга эта выдающаяся и важная ...



... в развитии такой деликатной области как духовность в психолого-психотерапевтической практике, наводящая мосты. Лайонел Корбетт талантливо развивает идейное наследие К. Г. Юнга, на современном уровне осмысляя модель духовно и религиозно-ориентированной психотерапии, тонко выстраивая этические аспекты данной темы. У меня сложилось впечатление, гипотеза информационного типа личности этого психолога - ИЭИ (Есенин, Идеалист), что можно подтвердить указанием на его компетентность в эмоционально-этических вопросах, иррационально-интуитивную ориентацию, общий стиль душевности. Автору книги удалось талантливо интерпретировать, в русле современной мысли, ряд самых сложных концептуальных положений подхода К. Г. Юнга (версия информационного типа - ИЛИ), раскрыть их большой творческий потенциал - трансцендентная Самость, архетипические констелляции, сакральное в терапевтическом процессе и др. 

Лайонел Корбетт выражает уважительный подход к классическим духовным традициям, в то же время, делая акцент на раскрытии индивидуальной духовности, т.е. того направления, которое не редко подавляется традиционными религиями, делающими ставку на внешнее осуществление культа и ритуалов. Значительное место в его книге занимает описание как форм и видов выражения сакрального, так и различных видов психодинамики религиозности, различения здоровой веры зрелой личности и вариантов невротической религиозности. Так он пишет: "Фундаменталистам всех религиозных традиций обычно не хватает внутренних структур, которые смогли бы обеспечить их целями и ценностями. Следовательно, для того, чтобы избежать психологической нестабильности, им необходим внешний набор ясных правил, устав..." (с.237-238). Тонко автор книги описывает механизмы идеализации авторитарных лидеров, мотивы групповой динамики формирования разного рода сект, ориентируясь на Х. Кохута (предположительно, информационно-типологического тождика - ИЭИ). 

Слабым местом книги является ориентация на типологию Майерс-Бриггс, на десятилетия отстающую от развития современной соционики, широко представленной на постсоветском пространстве. Однако типологические вопросы Л. Корбетт обсуждает кратко, в основном лишь относительно анализа психобиографий С. Киркегора и Б. Рассела. По моему мнению, эти два выдающихся философа могут служить хорошей иллюстрацией дихотомии Динамичного и Статичного Анимусов - Диониса и Аполлона. Соответственно, информационный тип Сёрена Киркегора - ЭИЭ (в классической позиции Принца-Диониса), а Бертрана Рассела - ЛИЭ (в классической позиции Брата-Аполлона). Глубоко пристрастный эмоционально-этический поиск полноты бытия у Киркегора и рационально-логический, обращающийся к объективным фактам, у Рассела. Отмечу деликатность Корбетта в вопросах оценки факторов психодинамики духовности, он не стремится создать впечатление полной детерминации понимания психобиографических факторов и важных решений личности, подходя к личности как к духовной тайне, которая, тем не менее, в определённой степени раскрывается в ряде внешних отображений её решений и выборов. 

Читая и перечитывая книгу Корбетта я не только знакомился с его презентацией духовно-ориентированной психотерапии, а ещё параллельно проверял ряд моих типологических гипотез (версий), читая тонкие авторские описания истории психологии, вернее, творческие диалоги с классиками психологии. Так, ещё более убедился в правоте версий информационных типов личности таких психологов как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Карен Хорни, Эрих Фромм, Эрик Эриксон, Хайнц Кохут и др. Редукционистские и механистические (особенно в области религии) аспекты классической теории З. Фрейда (версия типа - ИЛЭ), гуманистически-гуманитарные акценты в теориях Эриха Фромма, Карен Хорни, Эрика Эриксона, Хайнца Кохута. 

Также в книге юнгианского психолога презентована концепция "раненого целителя" и описание двух фигур древнегреческой мифологии - Хирона - архетипического "раненого целителя", и Аполлона - бога-врачевателя. По моему мнению, в концепции "раненого целителя" преувеличивается значение переживания травмы самим целителем, более существенно наличие душевного потенциала к эмпатии. Пример работы такого талантливого религиозно-ориентированного целителя (священника, религиозного психотерапевта) как о. Александр Мень говорит в пользу того, чтобы понимать образ "раненого целителя" не буквально, а скорее как метафору эмпатии, сопереживания, сочувствия без наличия каких-либо значительных травматических событий в прошлом терапевта.   

При работе с религиозными клиентами духовно-ориентированный психолог работает с их Бого-образами, т.е. с тем, как психика и личность конкретного человека выражает духовность, в соответствии с классическими религиозными традициями, значимыми для пациента, или же его собственным пониманием духовности, как она раскрывается в терапевтическом процессе. При этом, важно соблюдать тонкие грани между признанием духовно-религиозных факторов и навязыванием своей духовной позиции (навязывания следует избегать). Духовно-ориентированный психолог осознаёт присутствие сакрального в терапевтическом процессе, признаёт возможность вмешательства иррациональных и мистических сил в терапевтический процесс, обращает внимание на трансперсональные и трансцендентные факторы. Тонкие и многогранные описания в книге таких важных в духовной традиции чувств и аспектов как - вера, любовь, надежда, прощение - особенно в этом, т.е. в описании эмоций и чувств, ценностей, как я уже отмечал, Л. Корбетт является хорошим экспертом. Впрочем, и методологически-аналитическая позиция автора книги грамотная, последовательная и проработанная. Лайонел Корбетт пишет: "Многие учёные сегодня не признают чисто натуралистического и материалистического взгляда на реальность (Griffin, 2000), и терапевт также не должен быть связан этой картиной мира. Многие реальные явления не поддаются экспериментальному моделированию; они требуют других методов исследования" (с.13). 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments