Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Иллюзии и заблуждения Ханскарла Лёйнера

Профайлинг, история психологии. Исследователи феномена лжи пришли к выводу, что наиболее реалистично относиться к честности как к состоянию, в котором человек может пребывать в тех или иных обстоятельствах, а не как к черте характера или качеству. Это связано с тем, что граница между честностью и нечестностью порою тонкая, а ложь и обман являются частью жизни, эволюционно закреплены для выживания. Следует уточнить, что если речь идёт о социопатической лжи, разного рода мошенничестве - это выход за пределы нормы, безусловно аморальное явление. Иначе говоря, явления лжи и обмана отображают сложный спектр проявлений, с тонкими переходами. Исследователи пришли к выводу, что определённая степень самообмана, положительных иллюзий, помогает человеку добиваться успеха. Иэн Лесли в книге "Прирождённые лжецы. Мы не можем жить без обмана" [М.: РИПОЛ классик, 2012. - 352 с.] пишет: "...чем чаще спортсмен говорит себе, что он лучше всех, тем выше его результаты" [с.212]. В то же время, чрезмерная самоуверенность может обречь на провал, особенно в тех случаях, если иллюзии перерастают в оторванные от реальности устойчивые заблуждения. 

Рисунок из Интернета:

Исследователь Роберт Триверс изучал вопросы эволюционной биологии, социальное поведение человека, в 1970-е годы и далее развивал новые концепции о развитии альтруизма, родительского инстинкта и самообмана. Не со всеми утверждениями этого учёного можно согласиться, порою они преувеличивают значение конкуренции в естественном отборе и недооценивают значение альтруистических аспектов эволюции. В то же время, его концепции могут объяснить ряд социальных явлений: "Тот, кто хочет привлечь на свою сторону потенциального союзника или партнёра, с успехом добьётся своего, если научится обманывать самого себя, заставит разработать такую теорию, которая покажется окружающим правдоподобной. Более того, чтобы как можно лучше изобразить то, что ты говоришь правду, необходимо прежде всего самому убедиться в искренности своих слов. Иными словами, самый успешный лжец - тот, кто сам верит своим словам" [там же, с. 229-230]. 

Снова напомню, что важно отличать иллюзии и здоровый самообман, от негативных заблуждений, отличать социально полезные виды лжи от разных видов мошенничества. Что касается немецкого врача Ханскарла Лёйнера, его способность к самообману была огромной, соответственно перерастая в устойчивые заблуждения. Наиболее вероятная причина этого - участие в боевых действиях в ходе Второй мировой войны. Напомню, что Лёйнер был радистом в танке немецкого генерала. Один из наиболее выдающихся учеников немецкого психотерапевта - Яков Обухов-Козаровицкий, не раз упоминал о большом влиянии этого периода жизни на Лёйнера: "...создавая метод символдрамы, Ханскарл Лёйнер использовал свой военный опыт" [с.104 в книге Я. Л. Обухова "Символдрама. Введение в основную ступень. - Ростов-на-Дону: ООО "Мини Тайп", 2005. - 120 с.].  

Исследователи в области военной психологии установили, что самоуверенность и самообман нарастают в период военных действий, позитивный самообман помогает солдату справиться со стрессовой ситуацией, вселяет надежду и веру в успех, даже в безвыходных ситуациях. В то же время, тенденция к недооценке сил противника и самоуверенность являются частыми спутниками военных катастроф, особенно если таковым подвержено командование. Такая противоречивая диалектика этих особенностей. Иэн Лесли пишет: "Проблема даже не в том, что склонность к самообману является врождённым свойством человека, а в том, что именно боевые офицеры зачастую подвержены этому качеству в большей степени, чем обычные люди" [с.222]. Представляется вполне обычным явлением, что у участника активных боевых действий усилилась врожденная склонность к самообману, которая в случае с Лёйнером переросла в устойчивые заблуждения по поводу природы метода символдрамы.

Напомню, что основная суть ошибки в том, что немецкий "новатор" практически полностью копировал теоретическую и методическую основу тех имагинативных методик, которым его обучали в русле аналитической психологии, в то же время, выдавая их за свои "новаторские" авторские разработки (несколько перестроив позиционирование метода и ссылочную базу). При этом, Лёйнер опирался на вполне понятные и естественные механизмы индивидуальной и социальной психологии, т.е. нет ничего загадочного в том, что масштабный обман удавался в течение многих лет. В данном случае, это такой механизм успеха в условиях предельно жёсткой конкуренции, минуя моральную составляющую, нарастание самообмана, как защита от стрессовых условий военных действий. Как отмечал Я. Л. Обухов: "Х. Лёйнер рассказывает везде, где только представляется возможным, о своих открытиях..." [с.107 в книге Я. Л. Обухова], "Х. Лёйнер восхищался потрясающей эффективностью созданных им новых методов лечения и умел повсюду вызвать такое же восторженное отношение" [с.107].

В русле проведённых мною исследований, нет никаких сомнений, что такое восторженное отношение немецкого врача к "его авторскому методу" - результат не просто иллюзии, а глубочайшего заблуждения, самообмана и обмана окружающих. Психологическая наука и психотерапевтическая практика значительно эволюционировали, пришло время профессиональной общественности признать масштабный плагиат со стороны Х. Лёйнера, как бы это ни было горько для его последователей, продолжающих цепляться за мнимое "величие" немецкого врача. Масштабные мероприятия, посвящённые памяти Х. Лёйнера - это защитные эффекты социальной динамики, подробно описанные в школе Курта Левина, особенно его учеником Леоном Фестингером. Особенный интерес Фестингера вызывало исследование групповых убеждений, сплочённости и динамики социальных групп, феномены когнитивного диссонанса и самообмана. Много времени учёный посвятил изучению сект. По Фестингеру, когда суровая реальность опровергает доводы членов группы, которые много сил вложили в определённые идеи, у них появляется неодолимое желание самоутверждаться за счёт привлечения в свои ряды новых членов. Фактически, сейчас вера в "величие" Лёйнера у его последователей держится только на иррациональных иллюзиях и заблуждениях, на огромной энергии лидеров символдраматических организаций (постепенно превращающихся в сектоподобные образования) по привлечению новых адептов, проведении масштабных массовых мероприятий, усилении сплочения групп и т.д., снижающих когнитивный диссонанс.   

Дополнительно. На «Международном Симпозиуме соционики и психологии» (Киев, 12-13 сентября 2020) автором этих строк представлен доклад "Соционика символдрамы: исследование информационных особенностей передачи научных знаний». 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Орёл и Решка. Шопинг - 3 Выпуск (Мехико)

    Этнопсихология, экологическая психология. Выпуск передачи "Орёл и Решка" под названием "Орёл и Решка. Шопинг - 3 Выпуск…

  • Новости поддержки

    Криминальная психология, психология личности. По просьбе известного общественного деятеля и музыканта-педагога Михаила Лидского, подготовил…

  • Набережная и Проспект

    Экологическая психология, художественная фотография. Ещё серия снимков, сделанных позавчера - река Харьков, Набережная и проспект Гагарина - (9…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment