Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Франкл и Лэнгле: краткий обзор

Интегральная психология, соционика психологии. Небольшой обзор теорий В. Э. Франкла и его последователя А. Лэнгле, где выявление информационных типов авторов этих подходов послужит своеобразным компасом, содействующим точному размещению их учений на карте интегральной теории психологии.
 
Экзистенциальный подход (700x524, 226Kb)
 
 
Логотерапия Виктора Франкла – экзистенциально-гуманистическое направление психологии, в центре которого вопросы поиска и анализа смыслов существования. Согласно Франклу, логотерапия основывается на трех понятиях: свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни. Автор такого подхода утверждал, что движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни, даже в ситуациях предельных, кажущихся абсурдными.
 
В соционике специфику проявления невроза связывают с особенностями «болевой функции» каждого информационного типа. В определённом роде, проблематика «неврозов современности», с которыми работал Франкл, точно отображает страхи ЭСИ (Хранитель) по болевой функции (интуиции возможностей) – страх запутаться в возможностях, сложность выбора путей, потребность обрести устойчивое направление жизни. Такая личностно-типологическая специфика выбранного Франклом направления работы отнюдь не умаляет его выдающихся достижений, объективности описанной проблематики, собранных статистических данных (о ноогенных неврозах современности).
 
К слову, учение о «комплексе неполноценности» (если более точно – малоценности) Альфреда Адлера выросло также из болевой функции (информационного типа ЭИЭ), в основе его лежало описание переживания физической малоценности, неполноценности органов, что впоследствии приобрело у Адлера более широкую трактовку. К слову, та же самая тенденция – много описаний физических уродств, ужасов по белой сенсорике, заметно у Фридриха Ницше (ЭИЭ), развивавшего подходы, близкие к учению Адлера.
 
По Франклу, свобода воли человека связана с волей и ответственностью, в то время как: «…совесть служит самым надёжным органом для того, чтобы искать экзистенциальный смысл, потому что только ответственные волевые акты соответствуют как свободе человека так и реальной «стоимости» ситуации и необходимой/требуемой ценности» (с.108 в книге Альфреда Лэнгле «Воплощённая экзистенция», - Харьков: «Гуманитарный Центр», 2019). Альфрид Лэнгле также отмечает: «Неоспоримая заслуга Виктора Франкла состоит в том, что своей антропологией и экзистенциальным пониманием смысла он ввёл в психологию эту человеческую категорию и, как никто другой, отстаивал, обосновывал, научал ей и практиковал её» (там же, с.108).
 
Опираясь на метод феноменологии, как радикального субъективизма, т.е. доверия к внутреннему опыту, непосредственным субъективным переживаниям, Франкл обращается к духовно-ценностному миру, где делает важные научные открытия. Как пишет А. Лэнгле: «Одним из наибольших достижений Франкла было открыто затронуть тему бессмысленности предписанных судьбой и безысходных страданий и описать психологически-практический способ обращения с ними с помощью своей идеи о ценностях отношения» (там же, с.134).
 
У Альфрида Лэнгле ценности отношения станут важной, значительной частью его работ. Темы диалога с другими и собой, встречи, внутреннего голоса совести – это сильно звучит в работах Альфрида Лэнгле (версия информационного типа – ЭИИ). Как пишет Лэнгле в книге «PERSON: Экзистенциально-аналитическая теория личности: сборник статей. – М.: Генезис 2005), в главе «Персональный поворот в экзистенциальном анализе: «Мы же теперь благодаря совершённому повороту, понимаем человека не только как «открытого миру» (Шелер), но в той же мере и «открытого по отношению к самому себе» (с.105), «В своём внутреннем мире мы обнаруживаем чувства, аффекты, желания, интуитивное чутьё. Раскрытие по отношению к самому себе необходимо, потому что во мне есть что-то, что хочет быть прожитым» (с.105-106). Так же он пишет: «Когда мы занимаем позицию в соответствии с совестью – собственным чутьём относительно Правильного, - тогда мы соотносимся со своей сущностью» (с.108), «Такой ход мыслей приводит нас к парадоксу: чем более персонально мы себя ведём, тем в большей степени участвуем в том, что является общим для всех людей» (с.109), «Нахождение своего, действительно своего Собственного делает нас способными к диалогу с Другим, превращает Я в Ты для Другого. Лишь в соотнесении с собственной интимностью мы являемся не эхом внешнего мира, не копией чужого оригинала, не программируемым аппаратом, а собеседником с собственными переживаниями, идеями, решениями – короче говоря, Человеком, который может удивить своей самобытностью, оригинальностью и свободой» (с.109).
 
Продолжая развивать научный подход Виктора Франкла, а также продолжая аналитику ценностей по аспекту белой этики (интровертной этики), в отличие от упора на волю и стойкость, Альфрид Лэнгле привносит в свой подход больше лиризма и интуиции, тонких описаний внутреннего мира, диалога с собой и другим, тончайшее структурирование теории личности при помощи феноменологического метода. В то же время, обе теории являются полноценным противовесом редукционистским и механистическим подходам в психологии.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments