Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

"Песни нашей судьбы..." и образы самопознания

В работе Ирины Алексеевны Чегловой "Песни нашей судьбы (песенные образы как вербализация коллективного бессознательного в теории и практике транзактного анализа)" песенные образы используются для самопознания, а также разрабатывается концепция использования эстрадного творчества в практике психотерапии.

 


 

 

Автор пишет в самом начале работы: "Всю жизнь я пела - и в праздники, и в будни, и в радости и (особенно) в печали - используя песни для перемены настроения - для настройки души. Когда было особенно горько, начинала с самых грустных и распевных, затем переходила к философским, затем к гражданственным, и, уже совсем в другой волне, заканчивала свой концерт без слушателей бурлящими русскими плясовыми.
…О главном не пишут в газетах
и о главном молчит телеграф
(Б. Гребенщиков)
О главном в своей жизни мы, как правило, поем или слушаем тех, кто поет. И наши судьбы отражаются в этих песнях... И память о дорогих людях и важных событиях оказывается накрепко связанной с ними. И этот сплав музыки и слов всплывает в сознании, уносит в прошлое, заставляя вновь и вновь переживать значимые для нас моменты.
А бывает, пристанет какой-то песенный фрагмент, и попробуй отвяжись. И в этот момент можно спросить себя: а что именно здесь зацепило? Почему именно это? Если отвечать честно, то можно кое-что интересное про себя узнать. И не так мало, как может сперва показаться".

 

Автор работы удачно использует теорию транзактного анализа Эрика Берна (жизненные позиции, структурный анализ, сценарии и др.), для анализа образно-ассоциативного строя коллективного бессознательного (или подсознательного, в аспекте Посейдона, а также Диониса), и для параллельного самоанализа, анализа своей души при помощи активного воображения, юнгианского психоанализа при помощи образов (в данном случае, песенных).

Как известно, активное воображение - это творческий диалог с бессознательным и подсознательным, при котором человек не просто пассивен при восприятии материала воображения, а активно ведёт с таким материалом диалог, т.е. сознание и бессознательное (подсознательное) активно взаимодействуют.

В русле такого подхода автор работы пишет: "А бывает, пристанет какой-то песенный фрагмент, и попробуй отвяжись. И в этот момент можно спросить себя: а что именно здесь зацепило? Почему именно это? Если отвечать честно, то можно кое-что интересное про себя узнать. И не так мало, как может сперва показаться. Например, можно узнать, кем ты себя считаешь, как относишься к людям и к миру вокруг, какое у тебя сейчас настроение, о чем ты думаешь и чего хочешь. В общем, составить приличного качества психологический портрет. Надо только прислушаться к себе: какую песню поет твоя душа? И на какие песни она отзывается? И это поможет с необычной стороны пообщаться с самым близким человеком – самим собой. Такое общение может и позабавить, и озадачить, и помочь время скоротать, а может быть (кто знает?) и узнать себя поближе". 

Научной основой, базисом имагинативных техник, т.е. техник, в которых используются образы, для познания глубин души, является одна из самых известных в истории психоанализа и психотерапии книг, ставшая местом рождения новой теории, книга Карла Юнга "Метаморфозы и символы либидо", впервые изданная в 1912 году (вместе со второй частью книги):

 
 

Юнг считал фантазию непосредственным выражением психической энергии, и потому придавал такое большое значение символическому образу, мифу, религиозной символике. В книге автор обосновывает два вида мышления - рационально-логическое и символически-образное, чему посвящена целая глава, привлекает широкий исторический материал для трактовки символизма образов сновидений наяву. Осью исследования символизма в книге служат продукты поэтического творчества (сновидения наяву) американки Frank Miller, которая опубликовала свои поэтические фантазии в одном психологическом издании. 

 

***

Вплетая в научный анализ и структурирование материала образно-ассоциативную канву песенных строк современной эстрады, автор получает (или прядёт) оригинальный узор самопознания... Слово автору работы:

"“Плетет судьбу веретено за чертою кулис...” Не плетет, конечно, а прядет, тут бы я с Константином Кинчевым не согласилась, хотя звучит строка с этим словом несколько мягче, а, стало быть, и мелодичнее. Опять же, слово “плетет” предполагает не линейную одномерность нити, а узелки и изгибы жизни. Веретено своей судьбы люди от века вручали богам, вернее, богиням. Греческие Мойры, как и родная славянская Мокошь-Макуша с дочерьми ее Долей и Недолей - мастерицы-рукодельницы - держали в руках своих предопределенность и повелевали случайностями";

Богиня Мойра:


 

"Решая, мы создаем себе образ будущего, питаем его ежечасно своим воображением и жизненными силами, снова и снова проигрывая заложенные в него мизансцены, и тем самым претворяем его в реальность. Мы выбираем свою судьбу, как путник выбирает дорогу.
 
Если сто раз с утра все не так,
Если пришла пора сделать шаг,
Если ты одинок - значит, настал твой срок,
И ждет за углом перекресток семи дорог.
Там не найти людей, там нет машин,
Есть только семь путей - и ты один.
И как повернуть туда, где светит твоя звезда,
Ты выбираешь раз и навсегда.
 
 (А. Макаревич)";


 

"И вот, выбор сделан, и побежали дни, месяцы, годы… Дорога извивается, петляет, ведет то в гору, то под гору, увлекает все дальше и дальше, и идем мы по ней часто бездумно, по инерции, вслед за кем-то или вместо кого-то… Бывает, что жизнь временами кажется какой-то не такой, несчастливой и неудачной, хотя реальные обстоятельства могут быть очень даже неплохими, как там дальше у Макаревича –
 
Сколько минуло лет, сколько дней...
Я прошагал весь свет, проплыл сто морей.
И, вроде, все как всегда, вот только одна беда -
Все мне кажется, я на нем свернул не туда...
В такой ситуации можно вести себя по-разному. Например, можно испугаться, отчаяться, пуститься во все тяжкие:
 
Посмотри, как узки бриллиантовые дороги.
Нас зажали в тиски бриллиантовые дороги.
Чтобы видеть их свет, мы пили горькие травы…
Если в пропасть не пасть, все равно умирать от отравы
На алмазных мостах через черные канавы…
(“Наутилус Помпилиус”)
 
Или, если кто не любит навороченных метафор:
...Слева блуд, а справа скука
Подают мне голоса...
Я по жизни загулял,
Словно в темный лес попал.
Я, наверно, заблудился,
Я, наверное, пропал.
(О. Газманов)";

"А еще можно – просто остановиться, отдышаться и задуматься о том, счастлив ли ты, получая то, что выбираешь… И если нет - вернуться в мыслях на тот рубеж, перерешить, внести правки в сценарий или вовсе от него отказаться. Иногда это означает - переделать жизнь, а, подчас, и спасти ее.
Перекресток семи дорог, вот и я...
Перекресток семи дорог - жизнь моя...
Пусть загнал я судьбу свою,
Но, в каком бы ни шел строю,
Все мне кажется - я опять на тебе стою.
(А. Макаревич)".

Глава "Наши жизненные позиции:

"Интересно, а что именно мы выбираем, стоя на распутье? В первую очередь, наверное, то, как относиться к себе самому и окружающему миру. Можно ли доверять этому миру? Тепло ли в нем? Кто они, люди - попутчики по дороге жизни? Друзья, союзники или враги, а может быть, просто ничтожества, пыль, дело которых лишь устилать дорогу? И то, как ты отвечаешь на эти вопросы, определяет, каким будешь ты сам, что будешь делать и во что верить";

"И если выбор твой удачен, ты спокойно и уверенно идешь по дороге своей жизни, познаешь себя, делаешь дело, находишь друзей и любовь, - строишь свой собственный мир. Тебя согревает солнце, и звезды указывают путь. Ты уверен в себе и в этом мире. Ты талантлив и щедр. У тебя есть все, что нужно для счастья.
 
Давным-давно, в день моего рождения,
Когда была такой, как ты теперь,
За что - секрет, за просто так, наверное,
Мне подарил Господь свирель.
Свирель в моем звучала голосе,
Несла любовь измученным сердцам,
Но видно в том и Божий промысел,
Чтоб все отдать ученикам.
Возьми свирель мою волшебную,
Играй на радость всем, играй на грусть,
Что наша жизнь? Всего одно мгновение...
Ну, хоть на капельку продлится пусть.
(И.Николаев)
 
Ты живешь в мире, не отделяя его от себя, а себя от него. Ты здесь свой. Здесь – это в своей стране, своей профессии, своей семье. И родная земля для тебя – источник жизненной силы и вдохновения:
Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву.
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой –
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой.
(сл. И.Шаферан, муз. Л.Афанасьев)

и твоя страна подобна просторному доброму дому, где живут друзья.…
Я, он, она – вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В слове “мы” - сто тысяч “я”…
(С.Ротару)
 
И эта душевная сопричастность искренне и тепло звучит в наших песнях". 

 

***

С образом луга зелёного известный литератор и философ Серебрянного века Андрей Белый отождествлял Россию. Луг - многозначный символ, в котором скрыто сакральное (сокровенное, скрытое, священное) значение и материнского начала, поддерживающего и питающего, и психологического Я самого человека, который представляет, воображает такой душевный образ (конкретный образ):


 


***

Автор продолжает:

"С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…
 (сл. М.Матусовский, муз. В.Баснер)".

Мой комментарий (Р.Е.): "С чего начинается Родина? / С картинки в твоём букваре" - слова из песни, которая исполнялась (и служила образных оформлением) в фильме "Щит и меч", где люди, уходя в тень, забывая о доме во вражеском тылу, вели борьбу за свою Родину, за идеалы гуманизма, человечности, любви... В их душе жили воспоминания о верных товарищах, о картинке в букваре, о песне, что пела мать... И эти образы помогали найти в себе силы, мужество, порою в самые сложные и трудные минуты... Фильм режиссёра Владимира Басова заслуженно стал культовым и даже сейчас ничуть не устарел, восхищая психологизмом, превосходной игрой актёров, художественностью. 

"Щит и меч" — это советский художественный фильм (4 серии) о Второй мировой войне, о разведке, снятый в 1968 году режиссёром Владимиром Басовым (по одноимённому роману Вадима Кожевникова). В главных ролях Станислав Любшин, Олег Янковский, Георгий Мартынюк, Владимир Басов.


 

***

Из работы: 

"Живи, родник, живи,
Родник моей любви,
Любви к земле одной,
Земле навек родной...
(сл. В.Дюков, муз. В.Добрынин)
 
Полюшко мое, родники,
Дальних деревень огоньки…
Золотая рожь да кудрявый лен…
Я влюблен в тебя, Россия, влюблен.”
(“Любэ”)".


 

 

***

"Не забыть, как пели и плясали мои дорогие тетушки – Мария Семеновна и Валентина Семеновна – как споро и красиво трудились, хозяйство вели, детей и внуков растили, рассказывали о жизни - и вплеталась судьба нашей семьи в судьбу нашей страны. Эта песня о них – замечательных душевных русских женщинах.
 
У Семеновны за зимами и веснами
Вся головушка покрылась сединой,
Но не раз еще просили внуки взрослые:
- Ну-ка, бабушка, тряхни-ка стариной…
()
Еще одно качество, отличающее людей, удачно выбравших свой путь – это способность возвращаться к своим истокам, искренняя признательность родителям, учителям, да и просто людям, которые рядом:
***
Добрая сказка, родительский дом.
Тихо погасла звезда над прудом,
Где-то под сенью травы лебеды
Серого зайца исчезли следы…
Только росинкою – капелькой детства
Мне твоя песня досталась в наследство,
Милая мама.
(сл. И.Лашков, муз. А.Аверкин)
***
Папа, папа, папа, посидим вдвоем.
Папа, папа, папа, «по чуть-чуть» нальем.
Мы с тобою, папка, лучшие друзья.
Годы пролетели - повзрослела я.
()
***
Родительский дом - начало начал.
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет...
(сл. М.Рябинин, муз. В.Шаинский)".

 

Очаровательный дом моей хорошей знакомой из Подмосковья (чувствуется, что в таком доме живёт любовь, взаимопонимание, радость и творчество):


 

 

Глава "Способы коротать время с собой и другими":

"Близость.
 
Чем дольше живем мы, тем годы короче,
Тем слаще друзей голоса,
Лишь только б не смолк под дугой колокольчик,
Глаза бы глядели в глаза.
Святая наука - расслышать друг друга
Сквозь ветер во все времена…
Две странницы вечных - любовь и разлука
Поделятся с нами сполна...
(сл. Б.Окуджава, муз. И.Шварц)
Как часто в юности я садилась за пианино, и мы пели в числе других эту песню. И смотрели друг на друга... И наши голоса перекликались - звучный баритон папы и нежное сопрано мамы, и мое контральто... И сейчас это бывает, только уже гораздо реже... А чувство, которое при этом возникает - все то же... И дай мне, Боже, чтобы еще не раз...
Близость не приносит нам ни богатства, ни власти, ни положения в обществе. Она дарит нам искренность, потаенный восторг взаимности, - либо кристальную ясность понимания. И это, может быть, самое стоящее в нашей жизни.
Песен об этом немного, но как хорошо, что они есть";

"Они нашли друг друга в мире. И им хорошо:
 
Когда простым и нежным взором
Ласкаешь ты меня, мой друг,
Необычайным цветным узором
Земля и небо вспыхивают вдруг.
 
Мы так близки, что слов не нужно,
Чтоб повторять друг другу вновь,
Что наша нежность и наша дружба
Сильнее страсти, больше, чем любовь.
 
Веселья час и боль разлуки
Хочу делить с тобой всегда.
Давай пожмем друг другу руки
И в дальний путь на долгие года.
()
А эта песня - о единении, что возникает между товарищами по общему делу, закаляется в борьбе и работе, делает выполнимыми самые сложные задачи и дает изведать пьянящий вкус общей Победы:
 
Трава на стадионах зеленеет,
А мудрость, словно осень, настает.
Друг к другу мы становимся нежнее,
Когда борьба все яростней идет.
 
Тебе судьбу мою вершить,
Тебе одной меня судить…
Команда молодости нашей,
Команда, без которой нам не жить.
(сл. А.Добронравов, муз. А.Пахмутова)".

***

Пьер Огюст Ренуар. "Девочки за пианино", 1892: 


 

 

В мире животных (они тоже понимают язык души):


 

 

***

 


 

Вот такое увлекательное путешествие по образному миру работы "Песни нашей судьбы..." Ирины Алексеевны Чегловой... 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments