Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Category:

Социокультурная сексология

В практике консультирования и психотерапии вопросы сексологии занимают значительное место, хотя не являются основными, как для врачей-сексологов или сексопатологов. В системе ХИТ (Христианская интегративная терапия) разработан собственный подход к работе с такой проблематикой, включающий архетипические, типологические, эзотерические аспекты и др. К слову, в моей личной библиотеке насчитываются десятки книг по сексологии (и близкой тематике). На мой взгляд, особо интересны по данной тематике работы выдающегося популяризатора даосизма Мантэка Чиа и создателя биоэнергетического анализа, последователя Вильгельма Райха, психоаналитика Александра Лоуэна. По психологическому типу они (М. Чиа, А. Лоуэн), вероятнее всего, сенсорно-этические интроверты (Дюма). Этот психотип в  соционике считается "королём" секса, поэтому их оценка этой области является экспертной. Однако в данном посте хочу процитировать (с комментариями) ряд интересных моментов из книги "Основы социокультурной сексологии" видного российского сексолога Евгения Августовича Кащенко:


 

Кащенко Е.А. Основы социокультурной секслогии. Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2002. - 351 с.

Как видите, книга издана почти десять лет назад, так что некоторые сведения могли несколько устареть, также автор пишет о российской действительно, но полагаю, это не отменяет её ценности и в наше время и для близких народов. По ходу цитирования важных высказываний из книги, постараюсь давать свои комментарии и рассказать о ряде сексологических концепций системы ХИТ.  

Введение:

"В последние годы явления социокультурной сексологии всё активнее привлекают внимание представителей различных гуманитарных и социально-научных дисциплин. Являясь составной частью сексологии, эта грань науки наименее разработана, хотя социокультурной информации в избытке. В настощее время в России существует дефицит серьёзных работ, посвящённых ядру проблемы - сексуальной культуре общества и его институтов" (с.3);

Полагаю, что теория архетипов саморегуляции психо-духовной сферы человека может стать важной опорой в изучении культуры и углублении работ в области социокультурной сексологии.

"...кризисным состоянием российского общества и обострением многих проблем социальной жизни, которые оно решает на современном этапе своего развития.

Сегодня в России наблюдается:    

- депопуляция населения; 

- раннее начало половой жизни, часто мотивированное социальным экспериментированием на себе при полной безграмотности в вопросах безопасного секса, ведущее к резкому росту нежелательных последствий (беременности, абортам, психическим травмам, суицидам);   

- правовая незащищённость отдельной личности на фоне криминализации общества и навязывание молодым людям стереотипов агрессивной мужественности, вызывающие рост преступлений на половой почве;      

- восприятие половой жизни в вульгарной, приниженной, упрощённой форме, приводящее к нравственной деградации общества, ослаблению значимости семейно-брачных отношений, отсутствие позитивного взгляда на сохранение репродуктивного здоровья;  

- падение нравов, апология вульгарности, торжество порнографии, пропаганда и поощрение сомнительной сексуальной ориентации, проституции с помощью средств массовой информации.

Растёт число заболеваний передающихся половым путём. Например, количество только ВИЧ-инфицированных увеличилось за последние 20 лет с нескольких десятков до 150 тысяч, а число заболеваний сифилисом, хламидиозом, гонореей среди молодёжи возрастает на порядок за последние пять лет.                                   Наблюдается распространение психосексуальных трудностей, препятствующих нормальному сексуальному взаимодействию, рост разводов и суицидов в семьях на почве сексуальной дисгармонии" (с.3-4);

"В настоящее время возросла потребность в высоком уровне сексуальной культуры и наличии целенаправленной работы по половому воспитанию и просвещению, созданию высоконравственных половых взаимоотношений между людьми" (с.5). 

Глава 1. Социокультурное направление сексологии

Выводы (в сокращении):

"Традиционно основные медицинские аспекты половых отношений являются приоритетом сексопатологии, оставляя за сексологией поведенческие, социокультурные, исторические, философские, социологические, психологические и ряд других аспектов изучения. При этом социокультурная сексология является областью знаний, в которой рассматриваются социальные и культурологические вопросы половой жизни человека. 

В России вырисовались следующие подходы к деятельности по реализации социокультурной концепции формирования сексуальной культуры:  медико-социальный; психологический; репродуктивно-контрацептивный; сексопатологический; просветительский; гениколого-контрацептивный; нравственно-половой; институциональный (с.39-40). 

В теории архетипов саморегуляции психо-духовной сферы человека предложено системное обобщение основных аспектов, касающихся психо-духовной сферы человека и смежных областей (культурология, искусство, медицина и др.).

Глава 2. История сексуальной культуры

"Создателем современной сексопатологии до сих пор по праву считается невропатолог психиатр, криминалист, профессор Венского университета Рихард фон Краффт-Эбинг (1840-1902 гг.). Он описал с медицинской точки зрения так называемые перверсии, то есть половые извращения, и выступал за пересмотр законов, касающихся половых преступлений" (с.61-62);


 


"Автор нашумевшей в своё время книги "Сексуальная жизнь нашего времени и её связь с современной культурой", дерматолог и венеролог И. Блох ввёл в обиход термин "сексология" (так считают некоторые исследователи) и систематизировал комплекс сексологических знаний" (с.62);

"Особое место занимает в этом ряду З. Фрейд (1856-1939 гг.), являющийся наиболее известной в широких массах фигурой. Ему более успешно, чем другим, удалось показать важность половых отношений в жизни человека. Фрейд рассматривал сексуальность как ведущий фактор мотивации поведения человека. Он открыл бессознательное и создал психоанализ, подробно проанализировал сексуальные ощущения у детей, начиная с младенческого возраста и ввёл в сексологию такие понятия, как эдипов комплекс, комплекс кастрации, сублимация. Стремясь выявить связь индивидуального сексуального поведения с культурными нормами, он не ограничивался изучением только психики отдельно взятого индивида. Деятельность З. Фрейда революционизировала сексуальные знания, и стала основой учения, которое привлекло внимание сотни исследователей" (с.63).


 


Глава 4. Ценности и мифы сексуальной культуры 

"Нельзя не остановиться и на эстетической и художественной ценности сексуальной культуры. Прекрасное в любви и прекрасное в половых отношениях на протяжении тысячелетий сопутствует человечеству. Так, поражает сходство в понимании любви людей, живущих в разных странах (например, в России и Японии), в разные исторические эпохи (допустим, в конце прошлого века и в наши дни). Трудно сказать, какая сексуальная культура подарила миру лучшие гимны любви. Поэмы Древней Кореи, эротические танцы народов Полинезии, "Гимн о любви" святого Павла, "Песнь песней", "Арс аманди", "Кама-сутра" - всё имеет непреходящую ценность" (с.112).


 


Сексуальность имеет общие архетипические корни, единые для всех народов!..  

Глава 5. Социокультурная детерминация сексуальной культуры 

"Детерминация сексуальной культуры средствами литературы и искусства наиболее очевидна в силу опосредованной  социализации сексуальной культуры", "Классическая литература. В области сексуальной культуры дошла до нас лирика Сапфо, Алкея, Анакреона, Еврипида из Древней Греции; проза Катулла, Овидия, Апулея из Древнего Рима; стихи трубадуров, миннезингеров, вагантов и рыцарские романы Средневековья; сонеты Петрарки и Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса из эпохи Ренессанса. Мольеровского "Дон Жуана", "Исповедь" Вольтера, "Монахини" Дидро, "Эмилию Галотти", "Страдания юного Вертера", "Фауста" Гёте, "Коварство и любовь" Шиллера, "Женитьбу Фигаро" Бомарше подарило Новое время. Поэзия Байрона, Шелли, Беранже, Гейне, "Красное и чёрное", "О любви", "Пармская обитель" Стендаля, "Кармен" Мериме, романы Бальзака, "Мадам Бовари" Флобера, стихотворения Бодлера, Верлена, Эдгара По и Уитмена, произведения Новейшего времени и сегодня пользуются неизменным спросом.

Благодаря знанию этих и многих иных произведений в сексуальную культуру привносится достойное почтения понимание любви и половых отношений, формируются половые роли, собственная половая активность оценивается по лучшим классическим образцам. Ощутимая польза от общения с прекрасной классикой проявляется в копировании создаваемых художественными средствами стереотипов желательного поведения, адекватном понимании и восприятии получаемых сведений из названных творений" (с.167). 

Творец лирики (поэзия у него впервые является, как история индивидуального чувства) , итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374):


 


Глава 8. Половая этика 

"Между тем, по отношению мужчины к женщине и женщины к мужчине можно судить о степени культуры человека, социальной группы, общества. Высокий уровень сексуальной культуры предполагает и высокую степень освоения нравственных законов половых отношений. Обладающие этими качествами мужчины и женщины в нравственном отношении благотворно влияют на окружающих, возвышают и облагораживают сексуальное поведение тех, кто стремится к совершенству в половой жизни.

По сравнению с нашими пращурами современная половая мораль неизмеримо выше. Времена и эпохи упадка всегда сопровождаются половой распущенностью, извращениями и их неприменным спутником - половым бессилием. А самый расцвет, наоборот, как будто является следствием накопления половой энергии за предшествующие времена. Подобно тому как эволюция привела к более высоким нравственным проявлениям в сексуальном поведении современников, так и в будущем должен вырасти уровень сексуальной культуры" (с.245).


 

Что касается порнографии, автор отмечает неоднозначность понятия порнографии. На мой взгляд, к таковой вряд ли нужно относить литературу и другие не визуальные источники (в которых не принимают участие реальные актёры). Е.А. Кащенко пишет: "...в материалах Датского судебного медицинского совета указывается, что люди, страдающие половыми неврозами и робостью, излечиваются путём чтения порнографической литературы" (с.247). Творчество известной французской писательницы Эммануэль Арсан (СЭИ, Дюма), положившее начало жанру современной эротики в литературе, на мой взгляд, также вряд ли можно считать порнографией, и если не воспринимать её эротические описания как модели для реального поведения, а как эротические фантазии и проигрывание эротических переживаний, то они могут быть важным источником лечебного процесса в сексологии и психотерапии (если у пациентов есть сексуальные сложности. Конечно, при этом нужно учитывать, что в творчестве французской писательницы много и явно перверсного, к чему читатели должны относиться критически).

Отношение к сексуальному взаимодействию партнёров, как к искусству, активизация архетипов динамичных Анимы/Анимуса может быть важным аспектом терапии сексуальных расстройств или же оживления активности пары. Для этих архетипов характерен интерес к новизне, к романтической полноте переживаний, что способствует обновлению сексуальной жизни пары (понятно, я не говорю об изменах, а именно внутри пары), углублению сексуального опыта партнёров, творческому подходу. В эти аспекты включаются и ролевые игры, которые рекомендуют многие сексологи как лечебные в охладевших отношениях. Создание партнёрами новых ситуаций, активизирующих те, или иные чувственные оттенки и нюансы, включение новых аспектов ощущений и чувств, открытое обсуждение с партнёром своих переживаний и желаний, это всё способствует выявлению и более глубокому раскрытию творческого потенциала сексуальности. Этому могут способствовать и эротические фильмы (но именно эротические, а не порнографические). 

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры:


 

Вместе с тем, в отношении порнографии, в системе ХИТ на основе привлечения данных антропологии, психологии, эзотерики, обосновывается чёткое негативное отношение к феномену визуальной порнографии, где в создании фильмов принимаю участие реальные актёры. С точки зрения эзотерических знаний, сексуальная жизнь человека была задумана высшим Разумом как явление моногамно-интимное, и нарушение интимно-личной жизни пары влечёт за собой различные негативные следствия. В глобальном масштабе интимно-личная информация вышедшая за моногамно-интимные рамки образует эгрегор (ментальную структуру), который стремится развиваться в том же направлении, и потому внедряет в общество враждебные программы, разрушающие моногамно-интимные ценности.   

О порнографии Е.А. Кащенко пишет: "Именно она должна находиться в обществе под контролем, определяться цензурой, оцениваться современной моралью..." (с.249), "Причиной повышенного интереса к порнографии является её взаимосвязь с эротикой - того положительного, достойного возвышения и поддержки элемента сексуальной культуры, который выступает противоположным полюсом порнографии" (с.250), "Если сегодняшняя сексуальная культура Европы, половая мораль конца двадцатого столетия допускает изображение обнажённого женского тела (мужские гениталии ещё прячут от взора), то осуществление фрикционных движений, натуралистичный показ интромиссии вызывают в большинстве случаев ярый протест и сравнивают с порнографией" (с.252), "Как правило, люди, имеющие тонкий, хороший вкус отдают дань эротике чисто интуитивно, а обладающие дурным вкусом предпочитают порнопродукцию" (с.253).

Глава 10. Половая социализация и регулирование сексуальной культуры

Выводы (в сокращении):

"Суть работы по повышению уровня сексуальной культуры сегодня должна сводиться к оптимизации прямой половой социализации и регулированию её институциональными средствами. Институциональная половая социализация представляет собой процесс освоения норм и ценностей, регулирующих сексуальные отношения и поведение личности в сообществе, где через прямое и (или) косвенное воздействие на индивида (пару, социальную группу) формируется институциональная сексуальная культура.

Институциональная половая социализация представляет собой часть общего процесса социализации вообще, обеспечивающей сексуальное развитие мужчин и женщин с нравственной, физической, умственной, эстетической точек зрения. Она не ограничена рамками воздействия на соматические, физиологические, психические и поведенческие стороны сексуальности и прояляется в социокультурном половом развитии степенью освоения знаний, ценностей и норм сексуальной культуры. Объективная необходимость оптимизации этого процесса диктуется современным уровнем сексуальной культуры российских граждан и отсутствием целенаправленной воспитательной работы в разного рода учреждениях" (с.326-327).  

***

Систематизированные представления о психо-духовной сфере человека (Р.П. Еслюк, 2007, 2009, 2010) могут упорядочить и углубить область социокультурной сексологии, способствовать решению тех вопросов, подходы к которым только намечены в русскоязычной и мировой сексологии.

Обобщающая теория психотерапии помогает понять многие современные сексуальные мифы и тенденции. К примеру, такое явление, как пикап (технология соблазнения). Если умение заинтересовать человека противоположного пола, умение ухаживать можно оценивать как позитивное явление, то часто пикап отделяется от целей и задач создания устойчивых отношений, превращается в самоцель, вырождаясь в пошлость. Порою даже это приводит к личным трагедиям, когда искусный соблазнитель (технолог пикапа), вдруг оставляет жертву, которая не может понять, что могло произойти. 

Технологии пикапа, являющегося одной из ветвей НЛП, питаются энергетикой янской эмоциональности, и тесно также связаны с экстраверсией, а на типологическом уровне с этикой эмоций (объективной этикой, экстравертной). Как известно в соционике, у этических экстравертов вторым болевым каналом (7-я функция, ограничительная) является этика отношений, субъектная этика. Получая психологические травмы в эту область, испытывая трудности с установлением стабильных отношений, идеологи соблазнения, как спорта, используют умение этических экстравертов создать впечатление, эмоционально "зацепить" для разыгрывания жестоких или пошлых игр, реализующих скрытую агрессию к соблазняемым и используемым (которыми манипулируют). Фактически такой пикап становится просто технологиями манипуляции и скрытой агрессии., унижения. 

Если иньская эмоциональность взаимосвязана с романтизмом, то янская эмоциональность пикаперов лишена романтического отношения, это технология, раскрывающая худшие аспекты Отца-Посейдона. Миф о соблазнении, как спорте, это порождение уничижённого, униженного в отношениях Посейдона, который уходит от основной задачи Отца, стабилизатора сектора Любви и Брака (в фэн-шуй). 

Принципиально другой эротический миф скрывается в констелляции (соответствии) слов "Секс, алкоголь и рок-н-ролл". Это иньская эмоциональность Диониса, рвущаяся за пределы реальности в экстатическом опъянении... В некотором смысле это поиск трансценденции, жажда по религиозным истокам, принимающаяся крайний или извращённый характер...      

Определение психологического типа, ведущего ролевого сценария (и другие архетипические составляющие) помогают решению проблем клиентов в практике психотерапии и сексологии. Определение типологической совместимости партнёров помогает найти верную стратегию коррекции сексуальных проблем. В целом важным оказывается повышение сексуальной грамотности, информационной наполненности сенсорики ощущений, этики эмоций и этики отношений. 


   



 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Набережная и Проспект

    Экологическая психология, художественная фотография. Ещё серия снимков, сделанных позавчера - река Харьков, Набережная и проспект Гагарина - (9…

  • Памятник Влюблённым: фото

    Экологическая психология, художественная фотография. Памятник Влюблённым на площади Архитекторов (в Харькове) - вчера (9 апреля 2021), время -…

  • Площадь Архитекторов: фото

    Экологическая психология, художественная фотография. Площадь Архитекторов - вчера (9 апреля 2021), время - 17.30 - 18.00 часов; температура -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments