Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Искусство психотерапевта

В рамках интегративной теории психотерапии в этом посте хочу сделать обзор очень интересной книги "Искусство психотерапевта", главной в научном творчестве первого президента Ассоциации гуманистической психологии, обладателя награды имени Ролло Мэя за вклад в развитие гуманистической психологии, американского психотерапевта Джеймса Бьюдженталя (1915-2008): 


 

На английском языке эта книга впервые увидела свет в 1987 году, на русском в 2001 году (Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.: ил.).


 

Американский психотерапевт Джеймс Бьюдженталь родился 25 декабря 1915 года. Во второй половине 30-х поступил в университет, а в 1939 году женился на своей институтской подруге. В этом браке у Бьюдженталя рождаются двое детей. В 1948 году получает степень доктора по психологии в Государственном университете в Огайо. После многих лет совместной жизни расстаётся с первой женой и женится вновь. Вместе со своей второй женой Элизабет они усыновляют дочь. До самой смерти он сохранял любовь к жизни и неповторимый, всегда присущий ему юмор.

Из-под пера Бьюдженталя вышло 60 статей и семь книг, в том числе Psychotherapy Isn’t What You Think (1999), The Art of the Psychotherapist (1987), Intimate Journeys (1990), Psychotherapy and Process (1978), The Search for Authenticity (1995), из них на русском языке изданы только две — «Искусство психотерапевта» (The Art of the Psychotherapist) и «Наука быть живым» (The search for existential identity).

***

Книга "Искусство психотерапевта" собрала в себе основные теоретические построение и практические постулаты автора, за долгие годы его насыщенной профессиональной жизни, работы в разных областях психологии и психотерапии. И основной, главной темой книги является исследование и описание СУБЪЕКТИВНОГО. Часто звучит в книге противопоставление автором субъективности, интереса к миру человека, сухому объективизму, который для него выступает порою в качестве "врага" рода человеческого. 

Как отмечает экзистенциальный психотерапевт С.Л. Братченко в предисловии к книге: "Однако проблема состоит в том, что субъективность человека столь же важна, сколь и неуловима. И здесь надо особенно подчеркнуть ценнейшее достоинство концепции Бюдженталя - в ней есть не только теоретический анализ субъективности, но и подробная феноменология субъективного мира" (с.8).  

Автор выделяет и описывает основные субъективные процессы, способы влияния на них, используя для этого и примеры из жизни, и лиричные субъективные откровения и ясный логический анализ и систематизацию. Как замечает американский психотерапевт, он не стремится создать новую психотерапевтическую систему или методологию, а стремится помочь психотерапевтам разных взглядов расширить свои взгляды на психотерапевтический процесс. Этому служит его исследование субъективности, различных тонкостей и нюансов взаимодействия психотерапевта и клиента, аутентичного жизненного мира клиента. 

Чтобы читатель этого поста лучше понял, о чём идёт речь, процитирую фрагмент из главы "Что является главным в психотерапевтической работе?": "Независимо от своих теоретических взглядов глубинный психотерапевт должен постоянно стремиться к осознаванию внутреннего потока переживаний пациента. Самые изобретательные психотерапевтические вмешательства, как правило, оказываются безрезультатны, - а часто антитерапевтичны, - когда их форма и время предъявления плохо согласуются с тем, где именно находится пациент в своей субъективности" (с.27). 

Можно сказать, что приведённая выше цитата - это программное положение всей книги, с другой стороны, мы можем заметить, что автор главное внимание уделяет осознанию личного взаимодействия и переживаний другого, т.е. этике отношений. С высокой долей вероятности мы можем определить психотип американского психотерапевта, как этико-интуитивный интроверт (Ватсон, Психолог).

Такая типологическая (соционическая) информация позволит нам понять почему автор занят именно темой субъективного, а не какой-то другой темой, а вместе с тем позволит понять, с каким информационным аспектом в наибольшей степени предлагается работать в книге и каким психологическим типам такой анализ наиболее близок. Для целей унифицированной модели психотерапии (на основе единой, базисной парадигмы, преодолевающей хаотический эклектицизм), для целей квалифицированного обучения психотерапии и консультирования это необычайно важно. Соционическая теория личности (модель А) точно показывает как в личности человека того, или иного типа, взаимодействуют информационные потоки и каким типам удаётся лучше одно, а каким типам - другое, и что для них будет наиболее оптимальным.  

Конечно, сама профессия психотерапевта и психолога консультанта дифференцирует развитие этики отношений, как одного из основных для профессионала в этой области информационного потока. И в этом плане, феноменология исследования субъективного мира, предложенная Джеймсом Бьюдженталем, может быть полезна всем типам личности, в плане накопления важной профессиональной информации и информационного усиления этики отношений (на какой бы позиции в соционическом типе она не находилась). С другой же стороны, конечно, в психотерапии не только этот поток задействуется, важны и другие потоки (присутствуют разные стили психотерапии), но этот поток является одним из главнейших, профессионально значимых.

В соционике различают тяжёлых гуманитариев – этико-интуитивный интроверт (Ватсон), интуитивно-этический экстраверт (Гексли) – они сильны там, где нужно докапываться до глубинных проблем отдельного человека и лёгких гуманитариев – этико-интуитивный экстраверт (Гамлет) и интуитивно-этический интроверт (Есенин) – они хорошо отражают поверхностные, текущие проблемы массовой психики.

Иначе говоря, в данном случае, в творчестве Бьюдженталя мы встречаем работу тяжёлого гуманитария, последовательно феноменологически, экспертно (блок Эго, Знаю) исследующего глубинные личностные проблемы человека, особенности взаимодействия между психотерапевтом и клиентом, вопросы этических ценностей и ответственности в психотерапии, особенности квалифицированного и своевременного терапевтического вмешательства.

Это очень важные вопросы для практики психотерапии и их игнорирование может не дать результата или снизить таковой даже если психотерапевт будет хорошо осведомлён о теории психотерапии, иметь какие-то авторские разработки и т.д. В юности я слишком интеллектуализировал (использовал научную логику), многолетняя практика психотерапии помогла мне развить многомерную оценку этики отношений (в общении я по психотипу - Ватсон), что позволило объединить объективную и субъективную оценку терапевтического процесса, повысить возможность оказывать помощь моим клиентам. Поэтому я с глубоким пониманием отношусь к феноменологии исследования субъективности Джеймсом Бьюдженталем и к близким теориям и подходам (К. Роджерс, А.В. Мень и др.).

Профессионалам с этикой отношений на слабых позициях (4-я - Дон-Кихот и Жуков, 5-я Джек и Холмс, 7-я - Гюго и Гамлет) особенно важно уделять внимание наполнению информацией этих каналов (не обязательно глубоким развитием и осознанием этих каналов, а именно наработкой готовых паттернов, наполнением). Скажем, деловые логики могут вообще забывать, что отношения ЕСТЬ, могут годами не отвечать на письма (не понимая, что наносят большую обиду, "пинок"), могут не проявлять никаких знаков отношения, если не могут выразить какой-то деловой шаг, что, конечно, очень вредит позитивному отношению. В психотерапевтической практике эти психотипы могут отдавать приоритет объективной значимости техник, методик, престижу, в ущерб пониманию момента, пониманию личных (субъективных, этических) переживаний клиента. При этом, к примеру, клиент(ка) может после 5 или 6 сеансов детального рассмотрения важных авторских разработок (например, новых методик, или медитативных техник и т.д.), сбежать к низкооплачиваемому психотерапевту, но который будет уделять основное внимание отношениям и поможет на первых сеансах терапии снять переживания с души, поможет произвести катарсис душевных переживаний в связи с отношениями клиента (Карл Юнг первым этапом психотерапии называл - катарсис). Вместе с тем, этика отношений, (не путать с этикой эмоций, объективной этикой) это ещё и тонкое осознание дистанции общения, вопросов добра и зла, вопросов отношения и укрепления отношений, взаимосвязи, любви, глубины чувств и др.

***

Для описания искусства психотерапии Бьюдженталь использует тринадцать основных параметров (измерений) психотерапевтической работы и разработал свой феноменологический подход к работе с ними. Он описывает и систематизирует такие вопросы, как искусство ведения психотерапевтической беседы, уровень общения и присутствия психотерапевта, вопросы межличностного давления, тематическое параллелирование (чувств, рамок, локуса), достижение большей глубины исследования субъективности (подходы к сопротивлению, соотношение объективного и субъективного), исследование экзистенциальных факторов, аутентичности (подлинности) клиента, ответственности и выбора и др. 

Автор пишет: "Есть принципиальное различие между простым выслушиванием отчёта пациента о субъективных переживаниях и непосредственной интерсубъективной коммуникацией. Эта фраза не подразумевает экстрасенсорного контакта; она означает, что нужно быть открытым для интуитивного ощущения того, что происходит внутри пациента, что лежит за его словами и, часто, за пределами его осознания.

Психотерапевт должен на деле показать, что он ценит непосредственные переживания пациента, его внутренние интенции, способы, которыми он структурирует свою жизнь, и его доступность для контакта в данный момент (степень этого привнесения изменяется от пациента к пациенту и даже от сессии к сессии  для одного пациента). Это нормальная сензитивность, присущая всем нам в отношениях с другими людьми, но в данном случае это нормальная сензитивность, доходящая до более чем нормальной проницательности" (с.28).  

Глава "Путешествие психотерапевта" (с.33-36) оказывается красивым и глубоким лирическим откровением, личными признаниями автора о своём отношении к психологии и психотерапии, очарованности людьми, таинственностью и загадочностью чужой и своей субъективности... "Мир чего-то большего - это субъективный мир, о котором мы знаем так мало. Конечно, есть много теорий о нём, но он смеётся над нашими теориями, это всё время проявляется в том, как много лежит вне их" (с.35). Иначе говоря, выражаясь соционически, здесь автор показывает переполняющую четырёхмерность (в нашем трёхмерном мире) его ведущего информационного канала - этики отношений (субъективной этики), и рассказывает о неисчерпаемости чувств человека, его индивидуально-субъективно-личного бытия в мире...  

И феноменологически описать, ухватить (хотя бы на мгновение) эту загадочную субъективность и стремится автор в своём подходе к изучению субъективного мира человека. 

В исследовании базового искусства ведения беседы одной из главных тем, безусловно, является вопрос интимности общения, одна из важных экспертных тем Ватсона (короля общения на близкой дистанции). Конечно, здесь имеется в виду не сексуально-эротическая интимность, а именно сугубо душевная интимность, открытость перед другим человеком. Собственно, там где тонкое понимание дистанции общения теряется (на слабых позициях этики отношений), может проявляться путаница между эротичным общением, и душевным общением, и как следствие, ложное дистанцирование от душевных чувств. Научаясь осознавать нюансы этики отношений мы становимся способными тонко отличать любовь, влюблённость, нежность, душевность, эротичность, дружбу и т.д., а значит становимся более аутентичным в межличностном общении. 

Бьюдженталь пишет: "Говоря откровенно, я уверен, что психотерапия, которая не предполагает моментов искренней интимности, может быть полезной, но никогда не ведёт к глубокой конфронтации, необходимой для важных жизненных изменений" (с.56);

"В интимности люди разделяют глубокие и непосредственные переживания. Это выражается не в том, что говорится, а в глубине внутреннего осознания клиента и в его готовности сделать это осознание доступным для психотерапевта, в большей открытости психотерапевта и в том, насколько сильно он откликается на непосредственную внутреннюю жизнь клиента, в каком бы виде она не проявлялась" (с.58-59);

"Сейчас, оглядываясь назад, я очень удивляюсь тому, что так долго не обращал внимания на первостепенную значимость присутствия для психотерапевтической работы. Но ещё более удивительно для меня, как много психотерапевтов и психотерапевтических систем тоже упускают это. По-видимому, психотерапевты часто настолько внимательны к содержанию того, что говорится, к своим теориям о динамике и потребностям клиента, что не замечают дистанцию, которая существует между ними и их патнёрами" (с.59). 

Вообще в жизни многие Ватсоны стремятся установить с окружающими душевные, искренние отношения, для них характерно обращаться в письмах к людям "дорогой", при этом такое обращение вовсе не предполагает какой-то "излишней" открытости (даже в дружеских отношениях с противоположным полом), а именно тонкую передачу общечеловеческой любви. В плане практических советов, хочу заметить, если у мужчины или женщины невротизированы отношения с противоположным полом, присутствуют определённые блоки и реактивные образования (например, у замужних женщин, эротизированно или предвзято воспринимающих общечеловеческие отношения с противоположным полом), эффективным может быть повышение осознания этики отношений, что приводит к усилению способности дифференциации чувства дистанции общения (и снижению тревоги, блоков, большей открытости дружеским чувствам, без примеси эротизма или чувственности, или "вражды" мужчин). 

Джеймс Бьюдженталь замечает: "Ещё более удручающим является частый недостаток внимания к присутствию психотерапевта и поощрение "объективности" и "психотерапевтической отстранённости". В самом деле, есть такие, кто считает, что полное присутствие психотерапевта - это форма контрпереноса! "Психотерапевтическая отстранённость", пребывание на безопасном расстоянии от клиента была - и для некоторых всё ещё остаётся - идеалом, хотя это антитерапевтично по сути. Боязнь вовлечённости, которую выражают подобные доктрины, заставляет удивляться тому, что побудило представителей этих теорий избрать для себя сферу, суть которой - взаимоотношения" (с.60).    

Глубоко солидарен с этими высказываниями американского психотерапевта. По своей многолетней практике я знаю, что только глубокая личная вовлечённость, присутствие психотерапевта и душевное соучастие жизни клиента, могут запустить личностные изменения в личности клиента. Такое личное соучастие психотерапевта позволяет клиенту почувствовать, что его любят, понимают, ему симпатизируют, принимают его, что открывает дорогу для совместной работы, доверия и открытости клиента. Если общение психотерапевта оказывается формальным, сухим, дистантным, то гораздо труднее клиент сможет доверять такому терапевту... "Растопить" застарелые раны клиента может только душевная теплота психотерапевта, понимающее и соучаствующее в его жизни отношение, правдивость и открытость... Вскоре я собираюсь начать публиковать в своём блоге терапевтические истории (случаи из своей практики), которые подтверждают сказанное...   

***

Достижение глубины общения, личностного присутствия, помогает полнее осуществить "параллелирование" различных психотерапевтических процессов, дающих доступ к душевному миру клиента. Параллелирование в концепции Бьюдженталя - это способ рассмотреть содержание, обсуждаемое в психотерапевтической беседе. Параллелирование - это выявление взаимодействия между терапевтом и клиентом, общих тематически-смысловых соответствий, что помогает почувствовать поворотные пункты в психотерапевтическом процессе. Анализ этого аспекта взаимодействия делает психотерапевта более чутким к внутреннему миру клиента.

Бьюдженталь рассматривает параллелирование тем разговора, чувств и эмоций, рамок, на которые обращается внимание, и параллелирование локуса, обращения внимания клиента на свой субъективный мир и мир других. В русле параллелирования американский психотерапевт обращается к исследованию вопросов сопротивления, в русле субъективности, раскрывает многие важные феноменологические особенности этого процесса. 

***

Бьюдженталь приводит в книге много упражнений на усиление интуиции в общении, понимании субъективного мира другого человека, тех рамок параллелирования, на которые он обращает внимание в книге. Им представлена целая программа подготовки психотерапевтов-практиков, что особенно важно!..

Американский психотерапевт, как представитель экзистенциализма, считает психотерапию - искусством и приводит доказательства этому. Я полностью согласен с этими доказательствами и с тезисом, что психотерапия является искусством. Вместе с тем, это только часть определения места психотерапии, и диалектический подход (диалектический структурализм) требует завершённой целостности. С таких методологических позиций, психотерапия это и искусство, и наука (и экзистенция, и рациональность, объективность), теория архетипов саморегуляции психо-духовной сферы человека наглядно это демонстрирует (Р.П. Еслюк, 2009, 2010). 

Поиск аутентичности клиента, экспрессивные и экзистенциальные интенции всей книги позволяют отнести представленную работу автора к экспрессивному и экзистенциально-гуманистическому секторам мандалы архетипов саморегуляции психического. Вместе с тем, тема рамок параллелирования напоминает техники НЛП и интерес к вопросам восприятия, родительского ведения процесса психотерапии, т.е. к сектору эмоциональной саморегуляции психического (Янской эмоциональности). В личности автора книги предположительно имеет место баланс архетипических ролевых сценариев Гефест-Посейдон (конечно, Посейдон - дополнительный сценарий, а не ведущий) и Анимы-Афродиты. 

Такой анализ архетипов помогает нам провести "параллелирование" ведущих тем автора, его стиля работы, что углубляет понимание представленной им теории, методики практической работы. Несомненно, это поможет молодым психотерапевтам и психологам в обучении психотерапии и практической психологии, поможет им найти свой личный стиль (наиболее подходящий) и глубже постигнуть другие стили психотерапии, глубже раскрыть свой профессиональный потенциал и потенциал всей нашей науки и искусства психотерапии.

***


   


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments