Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Символдрама и профайлинг

Ситуация с символдрамой (наследием Х. Лёйнера) показывает, ещё раз подчёркивает актуальность, профессиональную необходимость формирования специальных комитетов, целенаправленно занимающихся профайлингом и системным мониторингом психологической безопасности и использования психологических технологий. 

3330929_1416854561_detektor_lzhi_v_samare (500x246, 17Kb)  

Долгие годы существовала иллюзорная, героическая мифологема, что Х. Лёйнер создал принципиально новое направление психотерапии и психокоррекции, в основе которого работа с образами и символами, что Лёйнер, в отличие от Юнга, додумался проводить сеансы активного воображения в присутствии (сопровождении) психотерапевта, что Лёйнер сделал значительный шаг в развитии психоанализа, внеся в него творческую составляющую и т.д. В это верили десятки, сотни, тысячи учёных и практиков, титулованных психотерапевтов и простых представителей символдраматического движения. Они принимали то, что им преподносилось, то, что передавалось по существующей традиции из уст в уста, из статьи в статью, без критического, здраво-рационального отношения, необходимой фильтрации информации. К слову, если бы мы не остановили рейтинги "Психотерапевт года по версии ОППЛ", героическая мифологема о постоянных профессиональных победах В. В. Макарова существовала бы из года в год и в неё верили бы сотни и тысячи человек. 

3330929_podvigi_gerakla_enl (600x400, 231Kb)

Вера в "гениальные открытия" Рона Хаббарда, "научность" методов Бурлана или "новаторские" идеи Ханскарла Лёйнера - это сходные явления. Если человек настойчиво и фанатично продвигает нечто, обладая, при этом, недюжинной харизмой, вокруг него невольно, так или иначе, образуется группа тех, кто заразится эмоциональным настроем, изобретательским энтузиазмом. Эта группа эмоциональных приверженцев вскоре привлечёт своим задором новых. Так и продвигаются в массы идеи, при более критичном взгляде оказывающиеся фикцией. Это, конечно, не о самом методе символдрамы, а о подаче его исторических корней, родословной метода.

Я. Л. Обухов в книге "Символдрама. Введение в основную ступень" (Ростов-на-Дону: ООО "Мини Тайс", 2005. 120 с.) пишет: "Х. Лёйнер рассказывает везде, где только представляется возможным, о своих открытиях...", "...Х. Лёйнер восхищался потрясающей эффективностью созданных им новых методов лечения и умел повсюду вызвать такое же восторженное отношение" (с.107). 

Процитированные фразы можно считать ключевыми в понимании произошедшего, того, как желаемое принимали за действительное и распространяли дальше эту иллюзию. Я не считаю Лёйнера мошенником или лжецом, поскольку это категории, которые употребимы в отношении тех, кто действует осознанно. Анализ ситуации, материалов, показывает, что Лёйнер присваивал открытия других не понимая того, что творит. Он страдал серьёзным нарушением психики (эндогенного свойства). Данная гипотеза всё больше подкрепляется конкретными фактами. В контексте анализа заимствований, обратите внимание на процитированные выше фразы... 

Детальный теоретико-методологический анализ показывает, что Лёйнер просто скопировал уже имеющуюся научную и практическую базу, дополнил рядом экспериментов (результаты которых могли быть им преувеличены, в силу недостаточной критичности сознания), а дальше выдал за собственное детище. Его популяризаторскому энтузиазму честь и хвала! Когда в 2010-м году, благодаря историко-методологическому исследованию Р. П. Еслюка (исследование поддержал известный аналитический психолог В. В. Зеленский!), возникла масштабная дискуссия об авторстве Лёйнера, руководство сообщества символдраматистов вскоре, в ускоренных темпах, издаёт журнал "Символдрама" (осень, 2010), почти целиком посвящённый попытке нового осмысления ситуации с авторством. Подняли архивные материалы, задумались над тем, над чем ранее никогда не задумывались! В статье Ральфа Болле (хорошего знакомого Я. Л. Обухова-Козаровицкого), фактически, признано то, что всю теоретическую и практическую базу символдрамы Лёйнер получил от своего учителя Густава Шмальца, работавшего совместно с его учителем К. Г. Юнгом. К слову, в статье Болле обширные выдержки (с текстовой перестройкой) из историко-методологического исследования Р. П. Еслюка. 

Вместе с тем, вряд ли этот первый шаг к признанию исторической Истины можно назвать достаточным! За первым шагом необходимо делать следующий, т.е. окончательно отказаться от "авторства Лёйнера", а также от противопоставления метода символдрамы и техники активного воображения по Юнгу - символдрама и есть одно из ответвлений этой методики психотерапии. 

Однако, несомненно, что Х. Лёйнер внёс большой вклад в популяризацию и развитие метода символдрамы!

Комитет психологической безопасности и профайлинга призывает коллег в дальнейшем в научных, популярных работах, в общении между собой, всегда называть авторами метода символдрамы (кататимно-имагинативной психотерапии) К. Г. Юнга и Г. Шмальца, а Х. Лёйнера обозначать как популяризатора новых идей и практических техник. Призываем с осторожностью и осмотрительностью воспринимать творческое наследие Х. Лёйнера. 

Дополнительно: Символдрама - юнгианский метод психотерапии

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments