Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Ясность...

В эти дни обдумывал ситуацию по поводу методов психотерапии и полагаю, пришла определённая ясность относительно мотивации действий Лёйнера и ряда других вопросов:

Конечно, я извиняюсь перед поклонниками и сторонниками доктора Ханскарла Лёйнара, а также перед его родственниками, за то, что в высказываемой мною версии будет содержаться оценка его психического состояния. Никак не хочу обижать его сторонников или родственников, никак не хочу обижать или как-то уничижать самого Лёйнера, однако сама ситуация с авторским правом на методы аналитической психологии и символдрамы требует объективного анализа ситуации, в том числе и мотивации действий Лёйнера. 

Факт плагиата со стороны Лёйнера уже стал достаточно очевидным и многие видные психотерапевты согласны с представленным мною взглядом на эту ситуацию. К примеру, в недавнем письме ко мне Валерий Всеволодович Зеленский поддерживает меня. Вместе с тем он предостерегает от слишком осуждающей точки зрения. Сразу должен заметить, что осуждение в этом вопросе для меня не является целью, главное сейчас - объективно разобраться в ситуации и найти разумный компромисс. 

***

Недавно мне стала понятна картина произошедшего, которая станет ясной и Вам по ходу изложения фактов. Прежде всего, тот факт, что Лёйнер позаимствовал у Юнга такое большое количество идей - уже важное, хотя и косвенное подтверждение нарушения мышления, критического восприятия реальности. Он позаимствовал и технику активного воображения, и многие важнейшие теоретические постулаты, и даже (что уже просто смешно), само название якобы "созданного им" направления - символдрама. Ведь что такое словосочетание "символдрама"? Это слова, взятые из юнгианского словаря. Символы, работа с символами, как посредниками между сознанием и бессознательным, это одна из ключевых тем швейцарского учёного, а словом "драма, драматизация" Юнг называл (как один из вариантов) технику активного воображения. Понятно, что могут быть совпадения названий, расстановка своих акцентов у авторов, параллельность мысли и т.д., но здесь прямые заимствования являются единой системой действий Лёйнера. И если перед нами не мошенник, не аморальная личность, а судя по описаниям его ближайшего окружения, весьма этичный и порядочный человек с высоким интеллектом, то тогда версия о процессуальном психическом заболевании представляется наиболее вероятной.

В данном случае речь идёт о параноидной шизофрении неявной выраженности (т.е. протекающей в такой форме, что нет явной, бросающейся в глаза симптоматики, которую могли бы заметить окружающие). Вместе с тем, если проанализировать все факты, то станет очевидным наличие бредовых идей в виде мании величия и бреда отношения, причём, это хорошо проработанные бредовые образования, поскольку Лёйнер - человек с высоким интеллектом, и эта проработанность его болезненных идей смогла их замаскировать от окружающих. 

Понимание сценария по которому действовал Лёйнер содержится уже в самой символике "созданного им" метода - глазе Гора. Из книги "Символдрама. Введение в основную ступень": "Популярный в Древнем Египте амулет "Глаз Гора" был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа созданного им метода символдрамы (Кататимно-имагинативной психотерапии) после путешествия по Египту летом 1958 г. (H. Leuner, 1994, с. 543). 

Гор - сын Осириса, бога возрождения, и Исиды, главной богини женского начала, в пантеоне Древнего Египта (одновременно и жены, и сестры Осириса), изображался с головой сокола, и двумя глазами: лунным и солнечным.

Злой бог пустынь Сет, брат Осириса и Исиды, подло погубил Осириса, разрубил его на 14 кусков и разбросал их по всему свету. Гор при помощи своего лунного глаза нашел тело отца и вернул его к жизни" (с.102).

Важно здесь следующее: Гор является сыном Осириса; злой бог пустынь Сет подло погубил Осириса, разрубив его на 14 кусков и разбросал их по всему свету; Гор нашёл тело отца и вернул его к жизни. 

Подобно тому, как злой бог пустынь Сет подло погубил Осириса, разрубив на части, так и Лёйнер поступает в отношении Юнга и его наследия, которое он изучал, проходя обучение аналитической психологии. В своих работах Лёйнер разрубает основной костяк, базис теорий и методов Юнга, и хаотично разбрасывает по тексту в виде цитирования мелких и незначительных фактов из теорий Юнга, а главные теоретические постулаты он, если они имеют отношение именно к теориям швейцарского учёного - свячески принижает, а если он их уже присвоил себе - то практически те самые идеи начинает возвеличивать. 

Думаю, дело здесь не в сознательной хитрости, или какой-то осознанной манипуляции. Просто Лёйнер, как психически больной человек, именно так фрагментированно и воспринимал реальность. Здесь заметны две основные субличности - Гор и Сет, которые и создают разницу в восприятии предмета - в данном случае наследия Юнга. 

Лёйнер проходил обучения аналитической психологии и тогда то у него и возник сильный негативный перенос на отцовскую фигуру Юнга, отца аналитической психологии и отца иммагинативных методов в психотерапии и психологическом консультировании. Одна из субличностей Лёйнера под названием "злой бог пустынь Сет" ненавидит отцовскую фигуру Юнга и всячески стремится разрубить и его и наследие учёного на части, разбросать теоретические идеи учёного по всему "свету" текста, чтобы они были неузнаваемы, раздроблены, а вместе с тем и систематически эта субличность обесценивает Юнга...

Посмотрим, к примеру, на тексты его учеников, которые вобрали (ученики "проглотили" без "разжёвывания", выражаясь в духе Фрица Перлза) многие болезненные идеи Лёйнера. В цитированной выше книге автор пишет: "Но отношение к К.Г. Юнгу в академических кругах было в то время, мягко говоря, критически-скептическим. Многое, о чём говорил или писал К.Г. Юнг, было плодом его фантазий и интуиции, не выдерживая проверки в ходе строгого научного эксперимента. Это и побудило Ханскарла Лёйнера провести серию экспериментов, позволяющих, оставаясь на позициях экспериментальной науки, тем не менее шагнуть в столь интересовавшую его область образов, символов, бессознательного" (с.104-105). Здесь заметно, что Юнг изображается неким "интеллектуалом одиночкой", над "прихотью интуиции" которого насмехаются серьёзные учёные, зато грандиозного масштаба учёный - Лёйнер, в ходе проведения экспериментальной проверки символизма делает огромный прорыв в этой области. (или же Лёйнер рассказывал своим ученикам о том, что по политическим причинам он вынужден избегать упоминаний о Юнге в своих работах и т.д.). 

На самом деле всё совершенно не так, как представлял Лёйнер, внушивший своим ученикам идею о том, что он является "гением-новатором". Как пишет о нём автор книги "Символдрама...": "Главный итог его жизни и творчества - это создание и развитие им метода аналитически ориентированной психотерапии - Кататимного переживания образов (техники "сновидений наяву" или "символдрамы"), уникального по своей эффективности, чёткости изложения, глубокой научной обоснованности, системной проработанности, и, одновременно, простоте освоения. Это один из самых гуманных и красивых методов в психотерапии..." (с. 103). 

Как же действовал Лёйнер для распространения своих идей, какова была основная стратегия? Она такая (цитата из той же книги): "Х. Лёйнер рассказывает везде, где только представляется возможным, о своих открытиях, выступает с докладами, проводит семинары и презентации. Х. Лёйнер восхищался потрясающей эффективностью созданных им методов лечения и умел повсюду вызвать такое же восторженное отношение" (с.107).

Рассказывал везде, где только возможно, о потрясающей эффективности созданного им метода и умел вызвать такой же восторг у окружающих?!! Лёйнер восхищался потрясающей эффективностью созданных им методов лечения... Интересный момент, однако...  

Другая же субличность Лёйнера - сын Осириса - Гор, собирает при помощи лунного (а не солнечного - сознание) глаза, расчленённого отца-Осириса и оживляет его. Именно так и поступает Лёйнер с расчленённым на куски и обесцененным наследием Юнга - он его собирает по частям, добавляет к нему какие-то банальные и незначительные вещи (типа техники расслабления перед образом из аутотренинга, или "угу" во время проведения образа и т.д.) и тогда выдаёт за свой новаторский метод - так оживает новый Осирис-отец, заменивший старого Осириса. Вместо отца иммагинативных методов Юнга появляется заменяющий его отец-Лёйнер: классический миф об Эдипе и отцеубийстве (наличие у его ближайшего ученика такого же мощного эдипального комплекса притянуло их друг к другу, в аналитической психологии это называется констелляцией). 

Именно в силу нарушения мышления (психотического нарушения) Лёйнер не может объективно посмотреть на вещи, не может увидеть всю глубину заимствований, не может собрать свою расщеплённую личность в единство. Две его автономных (в прямом смысле, а не как психологическая метафора у реалистичных людей) субличности разделяют восприятие предмета на части, он будто сквозь разные и причудливо искривлённые линзы в очках смотрит на предмет - собственное детище - символдраму. 

***

Понятно, в свете сказанного, что в текстах по символдраме есть много таких моментов, которые были переданы (индуцированы) Лёйнером окружению, и в значительной степени эти моменты неадекватно отражают ситуацию. В этом плане символдраматистам необходим объективный и трезвый взгляд на вещи, глобальный пересмотр наследия Лёйнера. И для начала было бы важным, чтобы "злой бог пустынь Сет" больше не рвал Юнга и наследие учёного на части и не разбрасывал по всему свету... 

Мне представляется, что осознанная теперь ситуация должна быть официально изложена руководством МОО СРС всем членам этой организации, а также была передана руководству МОКПО. Полагаю, что в методе символдрамы 70-90 процентов заимствований у Юнга (теоретический базис метода), и по большому счёту этот метод нельзя называть авторским методом Лёйнера. С другой стороны - есть определённая специфичность в тех акцентах которые делал Лёйнер, что именно он выбирал из наследия Юнга и есть моменты творчества. Скажем, визуальная ориентация этой модификации активного воображения, разработка программы преподавания и некоторые другие моменты, являются несомненным вкладом самого Лёйнера. Наверное, такую специфичность работы можно и оставить, но изменить теоретический базис (вернуть идентичность символдрамы внутри аналитической психологии). 

На мой взгляд, было бы правильным акцентировать в названии метода слово "визуальный", что должно показать, что есть ещё и другие (кинестетические, слуховые) формы работы с образами и символами по технике активного воображения. Возможно обновить название так - визуальный юнгианский психоанализ, или - образно-визуальный юнгианский психоанализ, или - метод визуально-образного активного воображения. 

В русле сказанного в системе обучения методу, на мой взгляд, было бы хорошо излагать также и основы других видов и форм техники активного воображения: рисование, лепка, танцы, юнгианская песочная терапия и т.д. А вместе с тем, изучать психологические типы, чтобы понимать, какие типы к каким видам активного воображения питают большую склонность.    

Наверное, было бы правильным, как я уже сказал отчасти, оставить базисный костяк этой версии активного воображения - визуальную модификацию юнгианского психоанализа по Лёйнеру. Только нужно пересмотреть все акценты, расставляемые в теоретическом обосновании метода, в системе преподавания метода, в системе его идентификации и расположения среди других методов и направлений. 

*** 

Ещё раз прошу прощения у поклонников и последователей Ханскарла Лёйнера за свой анализ его личности, я постарался быть объективным и вообще проявляю уважение к нему как к человеку (понимаю мотивацию и причины сделанного им), уважаю его как профессионала, который с энтузиазмом и научно излагал свои идеи, вылечил многих людей, стремился нести в массы знания и передавать свой опыт...            

 

 

  

   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments