Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Размышление о перспективах теории

С содержанием книги "The Systemic Principles in Psychology and Psychotherapy" уже познакомились тысячи англоязычных профессионалов в области психологии, психотерапии и смежных дисциплин.  

3330929_psylogo7 (135x144, 3Kb)

Специалисты из многих стран мира присылают благодарности за книгу и полезную информацию, доброжелательные отзывы - короткие или развёрнутые. Ряд отзывов я уже цитировал в своём блоге (из центрального офиса Всемирной Ассоциации позитивной психотерапии, от высокопоставленных гештальттерапевтов, арт-терапевтов). Книга разослана уже более чем по двум тысячам адресов крупнейших международных психолого-психотерапевтических и близкой направленности организаций (Всемирная социологическая Ассоциация, Всемирное философское Общество, Американская философская Ассоциация и др.).

 

***

Следует сказать, что уже несколько десятилетий (а лучше сказать, с самого зарождения научной психологии и психотерапии) в профессиональном сообществе сохраняется высокая потребность в осмыслении подлинно научных, логически твёрдых и ясных основ психологических дисциплин. И теория архетипов психической саморегуляции отвечает этому теоретическому и практическому запросу, утверждая единую, логически твёрдо обоснованную научную базу.

На рынке психологических изданий приходится встречать десятки, сотни, и даже тысячи книг, которые, говоря порою об одном и том же предмете, описывают его по разному, или вообще кардинально противоречат друг другу. И тут речь не только о принципиально разных школах и подходах, а о том, что даже люди, занимающиеся близкими вопросами, понимают их по разному, не имея единой научно-логической опоры в этой области знания. Если посмотреть ещё более узко, даже в области размышлений о структурных основах психологического многие специалисты, долгие годы занимающиеся такими вопросами, видят и понимают предмет по своему. Некоторые юнгианские психологи поляризуют мир на четыре архетипа шаманского мира, некоторые больше склонны доверять астрологическим типологиям, ряд учёных разработали структурные модели, однако в определённой узкой области психологии и т.д.  

Существовала высокая профессиональная потребность в создании метаподхода, который бы выступил единым языком психологической науки, опираясь при этом, на строго научно-логическую базу. По моему глубокому убеждению, теория архетипов психической саморегуляции удовлетворяет такой профессиональный запрос и способна преодолеть методологический хаос, существующий в психологических науках.

 

***

Есть ряд вопросов, на которые нужно дать ответ. К примеру, некоторые лица, поверхностно воспринимающие указанную теорию, полагают каким-то "легковесным" и малозначительным делом разработку структурных моделей (мандал), ставших основой новой теории. В связи с этим следует напомнить следующее. Когда Кен Уилбер впервые понял, что все философские школы можно разделить на четыре направления (тем самым, объединяя, выявляя в них единый фундамент), он посчитал это понимание великим озарением, очень значительным не только личным, но и общечеловеческим открытием. Вряд ли Кена Уилбера можно назвать "недалёким" человеком, его считают едва ли не самым значительным философским умом современности.

И этот очень серьёзный и умный человек - Кен Уилбер, много лет занимался упорядочиванием знания в русле четырёх дихотомических секторов - внешнее/внутреннее, социальное/индивидуальное. Но... Никак не умаляя величие открытий Уилбера, на самом деле секторов восемь, куда включаются и те, которые попали в основное поле внимания американского философа.

И понимание не только количества секторов даётся с большой сложностью, длительным обдумыванием и сравнением огромного массива современного знания, но и значение каждого сектора, каждого архетипа с ним связанного, каждого уровня развёртывания психологического и онтологического пространства... Это далеко не очевидные знания, какими они предстают тогда, когда уже всё сделано, всё чётко упорядочено и обозначено. Опять-таки укажу тот же пример - посмотрите, сколько публикуется книг, где авторы, годами занимающиеся сходными (с рассматриваемыми) вопросами, подают разную (часто очень разную) информацию, т.е. не замечают универсальных принципов архетипических структур. Это вовсе не значит, что я критикую авторов, которые до чего-то не додумались там. Я восхищаюсь очень многими достижениями многих людей, которые в том, или ином деле, вопросе, умеют что-то делать лучше меня, что-то у меня получается лучше.

Вместе с тем, на основе указанной новой архетипической теории в научный обиход введено много научный понятий и терминов, ряд важных вопросов получил принципиально новое освещение и понимание.   

Теория архетипов психической саморегуляции сводит воедино - на основе универсальных структурных принципов - такие области знания, которые раньше и помыслить нельзя было взаимосвязанными. Китайское учение даосизма и современные академические исследования, художественные стили и направления психотерапии и многое другое. А понимание структурного единства, это понимание общности функционирования, понимание внутренней сути постигаемого предмета. Могло пройти ещё лет 50, а учёные и практики так и продолжали бы думать, что нельзя создать универсальные принципы интеграции в психотерапии (довольствуясь половинчатостью эклектицизма), что кругом только разные направления, школы и методы, говорящие разным языком своих теорий. А оказывается, все эти разнородные школы и методы - часть единой системы, которая имеет чёткий порядок, универсальное архетипическое строение.

В то же время, один из крупнейших авторитетов психологии Макс Люшер, посмотрите как зачёркивает многие психологические термины и целые учения, отрицая их объективность и универсальность. В книге "Какого цвета ваша жизнь" он пишет: "...такие понятия, как глубинная психология, интровертный, подсознательный, сверх - "Я", пласты личности и т.д., являются не психологическими, а вводящими в заблуждение терминами" (с.219). Я с глубочайшим уважением отношусь к учению о психологических значениях цветов Макса Люшера и его регуляционной психологии. Он создал превосходные описания и точные, гармоничные в своём совершенстве структуры (4-8-12-ти векторные) в отношении цветового человека, но всю остальную психологию вынес за скобки своей функциональной теории... И его попытка метапсихологических размышлений ясно это демонстрирует. Это я к тому, что не так просто найти универсальные принципы, тем более обобщить их в целостную и рационально-научную систему.     

 

***

Изучение целостной системы архетипов психической саморегуляции и есть основной предмет психологических дисциплин. Школы и направления группируются в русле секторов (архетипов), внутри которых главенствуют свои законы и принципы, свой стиль и порядок. Методы оценки работы внутри каждого сектора принципиально отличаются, потому что в каждом из них свой способ познания мира и развёртывания психологического, и это особенно важно понимать тем, кто пытается стилевые различия ставить в упрёк психологии, как науке.

Таким образом, теория архетипов психической саморегуляции - это также философски-методологическая гносеология (теория познания), отвечающая на вопрос о возможности познания в области психологии и о методах познания душевного мира человека.

Вместе со своими единомышленниками я полагаю, что теория архетипов психической саморегуляции поднимает на новый уровень весь комплекс психологических дисциплин, гуманитарно-социальные науки.

  

Серия сообщений "Новая теория: высказывания, мысли, образы":
Часть 1 - Журнал Фокус. Содержание выпуска №34 (296)
Часть 2 - The Systemic Principles in Psychology and Psychotherapy
...
Часть 9 - Архетипы саморегуляции психического: лекция вторая
Часть 10 - Архетипы саморегуляции психического: лекция третья
Часть 11 - Размышление о перспективах теории

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments