Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Завершение первого этапа

Завершение первого этапа...

...изложения своей позиции по поводу взаимосвязи аналитической психологии и символдрамы. Теперь, как я полагаю, должно пройти некоторое время, чтобы все те коллеги, которые получили новую информацию, могли её обдумать, прежде чем выносить какие-то взвешенные суждения и принимать решения... Я тоже сейчас хочу переключиться на другие вопросы...

Завершающие размышления по данной теме:

В предыдущем посте я высказал мнение о том, что символдрама может пониматься как один из вариантов активного воображения и ссылался на книгу Джона Аллана, где описано множество техник концептуализированных как активное воображение и юнгианский подход. Любопытная цитата из книги "Здравствуй, душа! Работы разных лет" Валерия Всеволодовича Зеленского: "Когда Юнг пишет об активном воображении, то кажется, что он пишет о нём, исходя из многих взаимопересекающихся перспектив. Иногда он называет выражающую среду, например телодвижения, изобразительное искусство, рисование, скульптурное изображение, ткачество, словесное обозначение. Иногда использует такие слова, как "драматический", "диалектический" или "ритуальный", как бы описывая качество некоторого внутреннего события. А порой он описывает типологию ощущений, например, от "визуальных типов" можно ожидать, что они увидят фантазийные картины; от "аудиовербальных" типов можно ожидать, что они будут слушать внутренние голоса. Люди с "двигательным воображением" могут выбрать мотив мандалы (или иной мотив) и превратить его в прекрасный танец. Некоторым людям более близки невербальные методы, такие как лепка из глины, рисование красками, или созидание коллажей из камней, или игра с песком, или телодвижения. Завершив эту часть работы, они переходят к записыванию процесса своей работы и обдумываниют его возможный смысл. Другие начинают с письма" (выделено Р.Е., - с.274-275).

Небольшая деталь обращает на себя внимание - Юнг иногда использовал слово "драматический" для называния метода активного воображения - прямая параллель с названием метода символ-драмы...

Другой интересный момент - Юнг описывает то, как разные типы проявляются себя в аспекте активного воображения. Один из вариантов: от "визуальных типов" можно ожидать, что они увидят фантазийные картинки. Иначе говоря, метод символдрамы - это один из видов активного воображения, преимущественно для тех, кто склонен видеть визуальные картинки, для визуальных типов личности... Например, в соционике визуал-трейдик - это психотип "Цезарь", или Политик... Однако правильно ли предлагать всем типам личности, с их разными формами проявления активного воображения, именно символдраму, как метод визуальной работы?.. На мой взгляд, более верно включать в общую технологию работы с активным воображением и визуальные образы, и аудиальные, и кинетические и другие... Собственно, как и предложено в аналитической психологии... Могу предположить, что сам метод символдрамы постепенно будет ассимилироваться аналитической психологией и в него будут включены другие формы активного воображения (рисование, игра с песком, лепка из глины, танец и т.д.)... 

***

Вообще, что такое активное воображение? Цитата из той же книги В.В.: "Начнём с вопроса: как может бессознательное обнаруживать себя не через сны, а в бодрствующем состоянии, как оно может приобретать ту или иную форму, встраиваться в образную систему сознания и вступать в партнёрские отношения с недремлющим Эго? Именно это и призвано делать активное воображение - важный аналитический инструмент, впервые предложенный Карлом Юнгом в 1916 году в статье "Трансцендентная функция" (с.265);

"В "Трансцендентной функции" описывается как его новый психотерапевтический метод, так и более глубокое понимание природы психики, к которому он пришёл. В указанной ранее попытке представления своих идей Юнг не только описывает стадии активного воображения и некоторые из его многочисленных форм, но и соединяет активное воображение и работу со сновидениями и отношениями переноса" (с.269). 

Постъюнгианец Джеймс Хиллман в книге "Архетипическая психология" в указанной выше связи замечает: "Юнг отождествлял образ с психическим ("образ - это психическое" - CW 13, par. 75). Этот принцип был разработан в архетипической психологии для обозначения того факта, что душа состоит из образов и преимущественно представляет собой деятельность воображения, которая в первозданном, парадигматическом виде представлена сновидением";

"Источником образов - образов-сновидений, образов фантазий, поэтических образов - служит спонтанная деятельность самой души. <...> Они (образы. - Прим Р.Е.) составляют само психическое в его имагинативной видимости" (с.27);

"Кроме того, я считаю, что именно с помощью активного воображения Юнг вновь объединяет эллинистическую, неоплатоническую традиции образного мышления с аналитическим методом самопознания Зигмунда Фрейда" (с.199).  

Фраза Джеймса Хиллмана, которую я подчеркнул, очень важна (и может быть весьма полезной в полемике с теми, кто считает метод символдрамы психоаналитическим) - активное воображение является методом интеграции, синтеза образного мышления и психоанализа. В силу сказанного техника активного воображения в частном варианте Лёйнера - символдрама, и есть специфически юнгианская техника, вбирающая и образный подход и психоанализ, а потому более широкое понятие, чем психоанализ. Иначе говоря, это именно юнгианский интегративный психоанализ.       

(В то же время я не могу согласиться с тем определением души и её деятельности, которое даёт Хиллман, сводя деятельность души в основном к воображению... Важен весь спектр архетипов саморегуляции психического).

Ещё из книги Валерия Всеволодовича: "Многие фундаментальные понятия аналитической психологии Юнга берут начало в его переживаниях активного воображения. Например, Тень, Сизигия (Анима и Анимус), Персона, Эго и Самость являются понятиями, но одновременно и воплощениями различных структур и функций психического. Аффекты, архетипы, комплексы, либидо - в основе всех перечисленных терминов лежат реальные человеческие переживания. Аналогичным образом он напоминает нам о том, что активное воображение представляет собой естественный врождённый процесс" (с.268).

***

На том собираюсь завершить первый этап рассмотрения вопроса об отношении символдрамы к аналитической психологии...

Зигмунд Фрейд в своё время написал любопытную работу под названием "Достоевский и отцеубийство". Фото из сериала "Братья Карамазовы":


 

Один знакомый психотерапевт раньше всё любил повторять: "Христианство - это религия смерти". И как такое мнение формируется, от чего бывает, любопытно?.. Интересно, и с какими ещё поведенческими проявлениями в жизни такое субъективное мнение коррелирует?.. 

***

Также надеюсь, вскоре будет подведён итог этапа формирования завершённой научной теории. Я имею ввиду издание третьей книги по системе ХИТ... Пока не буду забегать вперёд (книга на стадии завершения вёрстки оригинал-макета)...  

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments