Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

О методах дополнительно...

Ещё в статье "Техника аналитической психологии" (В книге Я.Л. Обухов. Символдрама и современный психоанализ. - Харьков: Регион-информ, 1999. - с.192-216) я остаивал глубокую теоретическую взаимосвязь аналитической психологии и символдрамы:

"Во-первых, символдрама первоначально опирается на символы (имагинативную реальность, по Дж. Хиллману), что особенно характерно для юнгианства; во-вторых, символдрама - это по сути воплощение юнговской трансцендентной функции, т.е. синтеза сознательного и бессознательного, но с заданной тематикой сюжетов; в- третьих, символдрама работает с внутренней, субъективной реальностью, т.е. вдаётся в анализ субличностей, что является альфой и омегой аналитической психологии" (с.192);

"Конструктивный подход направлен на сохранение и усиление здоровой части личности. Такая позиция побуждает к психическому росту и развитию, поэтому юнговскую психологию можно считать предтечей гуманистической парадигмы, направленной на реализацию скрытого творческого потенциала человека" (с.201);

"Долгое время юнговская теория была единственной парадигмой трансперсональной психологии (33,34). Много от К.Г. Юнга перенял создатель метода символдрамы Х. Лёйнер (22), который, по сути, создал технику наравленной работы с юнговской трансцендентной функцией, т.е. синтезированием сознательного и бессознательного. В технике символдрамы воплотились, можно сказать, основные идеи Юнга и Дж. Хиллмана (41,42,43) о роли воображения и чувственного элемента в развитии личности, о таком опыте, который активно переживается, а не только осмысляется

В трактовке смысла и значения симптомов конструктивный подход смотрит в будущее, пытаясь найти в неврозе момент самоисцеления, стремления бессознательного компенсировать неверную установку сознания" (с.201);

"Особое значение в аналитической психологии придаётся Активному Воображению, осуществляемому в вербальной и невербальной формах. Невербальные формы: рисунок, живопись, скульптура, танец и др. При вербальном методе клиент ведёт разговор с фигурой из бессознательного (архетипом или личным комплексом), часто навеянной сновидением: с Тенью, Великой Матерью, Мудрым Старцем и т.д., у которых необходимо получить совет" (с.206-207);

"При использовании Активного Воображения мы создаём так называемую "пустоту Эго", т.е. учимся представлять слово бессознательному, для чего необходимо отличать продукт творческого воображения от пассивной фантазии, возникающей произвольно в Эго. Но главное в Активном Воображении - это активное, заинтересованное участие сознания, когда появляется способность вступать во внутренний диалог с субличностями, чего никогда не происходит, если человек пассивно отслеживает продукты своей фантазии. Индивидуальность человека предопределяет, в каком виде будет зафиксирован продукт активного воображения: на бумаге в виде записей, в виде рисунка, скульптуры или же в виде танца" (с.207).

К слову, статья "Техника аналитической психологии" включала список литературы в виде 78 источников (вошла практически вся русскоязычная литература по аналитической психологии, которая была издана на тот момент - 1999 год). Статья получила хороший отзыв Дмитрия Залесского (при нашей встрече в Харькове, когда он был с семинаром по интерпретации символов).  

***

В книге "Символдрама и современный психоанализ" Я.Л. Обухов пишет следующее: "Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе (см. Таблицу 1), символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития..." (с.15);

"...символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии" (с.17). 

И хотя автор этой книги вспоминает об определённой близости символдраы и аналитической психологии, он отмечает, что метод остаётся на принципиальных психоаналитических позициях. По поводу фразы автора книги о том, что символдрама является самостоятельным методом, многие элементы которого возникли задолго до того, как они появились в других направлениях, сразу возникает желание задать вопрос: и что же это за такие самостоятельные элементы, да ещё и появившиеся задолго до того, как они появились в других методах? Не более ли очевидным является, что вся основная концепция символдрамы (как её понимает автор книги: "Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, "картины" на заданную психотерапевтом тему (мотив)) полностью повторяет значимые теоретические постулаты аналитической психологии?!! 

Что касается  помещённой в указанной книге основной работы "Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков", то я обращаю внимание на то, насколько она в русле символдрамы повторяет теоретические постулаты и практические техники работы с детьми и подростками в книге юнгианского аналитика Джона Аллана "Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках" (Пер. с англ. Ю.М. Донца. Под общей редакцией В.В. Зеленского. - ЗАО "Диалог"- ИП "Лотаць". - СПб-Мн., 1997. - 256 с.). Эту книгу я рекомендую всем коллегам, которые работают с детьми и хотят научиться использованию целительного мира образов и символов в своей практике.

В предисловие к этой книге профессор Аллан пишет: "Играя в "свои игры", дети "идут именно туда, куда они и должны идти", а психотерапевту или воспитателю необходимо лишь следовать за ними на этом пути. 

Зачастую дети проходят через первичное состояние замешательства или "внутренней неразберихи" (massa confusa), попадая в полосу тёмных и болезненных переживаний (нигредо), где может произойти символическое раскрытие или обнаружение их первичных душевных ран. Если психотерапевт сможет метафорически "поддержать" и понять боль ребёнка, то произойдёт дальнейшее продвижение вперёд через:

а) скопившийся душевный хаос в

б) "борьбу противоположностей" между "хорошим и плохим", что, в свою очередь приведёт к 

в) разрешению, в котором сам ребёнок сможет пережить глубокое преобразование отрицательных эмоций и интернализацию непосредстенного чувства "быть достаточно хорошим". 

Подход Юнга телеологичен по своей сути, что означает целевое использование предназначение любого символа или образа. И если мы, психотерапевты или воспитатели, внимательно (и участливо) отслеживаем детские символы по мере того, как они раскрываются в своей динамике, то последние неизбежно приведут ребёнка не только к исцелению, но и к углублению и обогащению их внутренней жизни" (с.10);

Также Джон Аллан пишет в книге:

"Подход Фрейда к образам, порождённым фантазией, Юнг считал слишком ограниченным (выделено Р.Е.). Разумеется, порождения фантазии могут носить патологический характер, но на другом уровне, как полагал Юнг, формирование символов отражает стремление психики к развитию, а в случае психологической травмы - и к самоисцелению. Другими словами, Юнг (1964) верил, что рассмотрение образов и символов бессознательного как эффективных и действенных факторов позволяет внутренней жизни раскрываться и развиваться (выделено Р.Е.)"(с.24);

"...Юнг полагал, что на протяжении всего своего существования люди сталкивались с одними и теми же кризисными ситуациями, и поэтому психика сформировала "внутренние" решения этих проблем. Эти "бессознательные решения" нередко находят символическое выражение посредством образов сновидений и грёз. В таких случаях эти решения подлежат интеграции в сферу сознания эго. Один из путей, способствующих такой интеграции, Юнг видел в превращении символов или образов в осязаемые факты с помощью таких форм деятельности, как занятия живописью, рисунком, литературой (сочинение стихов и рассказов), керамикой, танцами и пантомимой" (с.24);

"Она (Самость. - Прим. Р.Е.) составляет субстрат психики, из которого рождаются сновидения, поэтому познание самости выражается в картинках, образах и языке символизма и метафор" (с.24). (если говорить языком современной теории архетипов саморегуляции психического, то Самость вбирает все остальные левые, иньские аспекты, связанные с символизмом и образным языком бессознательного и сверхсознательного). 

Вся книга профессора Джона Аллана является систематическим рассмотрением теоретических принципов и практических техник юнгианской работы с активным воображением (экспрессивные арт-терапевтические техники, рисование и разыгрывание фантазий, спонтанные и срежиссированные мотивы и т.д.). Иначе говоря, концепция этой книги относится в том числе и к тематике символдраматической работы с детьми, однако представляет гораздо более широкий спектр техник и приёмов. Говоря ещё иначе, символдрама - это один из видов активного воображения, а если посмотреть шире - юнгианская теория предполагает значительно более широкий спектр применения активного воображения, нежели был предложен Лёйнером. Кризис всей структуры так называемых базисных мотивов по Лёйнеру хорошо отразил этот момент узости при постановке задач, отсутствии той теоретической широты и глубины в осмыслении вопроса, которая присутствует у Юнга.    

***

Явным противоречием в символдраме является то, что она постулируется как стоящая именно на психоаналитических позициях (и лишь частично сходная с юнгианским подходом), а с другой стороны во главу угла -как основа всего метода в ней - ставится именно то, что явилось одним из краеугольных камней в расхождении между психоанализом и аналитической психологией - редуктивно-ограниченный или конструктивно-творческий подход к символизму и образам, патоцентрический или телеологический взгляд, использование символов лишь как "знаков проблемных зон", или взгляд на символизм в контексте самоорганизующейся системы психики, исцеляющей себя через творчество и интегрирующую активность воображения. 

Конечно, лицам у которых научная логика может распологаться в какой-нибудь "болевой точке" (точке наименьшего сопротивления - одномерность восприятия указанного информационного аспекта), очень трудно ухватить те теоретические постулаты и все оттенки логических нюансов и значений, которые понимает ведущая научная логика, к примеру, психотипа Декарт, или Аналитик-Учёный (логико-интуитивный интроверт), который относится к группе Аналитиков (четыре типа: Дон-Кихот, Декарт, Джек и Бальзак), где Дон-Кихот и Декарт являются глубинными аналитиками (в отличие от Джека и Бальзака, ориентированных на решение более частных проблем), и где Декарт или Учёный является самим сильным из Аналитиков. Так что я бы посоветовал лицам, у которых научная логика - не самая сильная функция, довериться представленным выше размышлениям Учёного-Декарта (по ведущему каналу, наработка в течении жизни - Ватсон, или Психолог-Гуманист).

***

Также вопрос по книге "Символдрама. Введение в основную ступень" (Ростов-на-Дону: ООО "Мини Тайп", 2005. 120 с.). В разделе книги о Ханскарле Лёйнере автор подробно описывает биографию немецкого учёного, рисуя его как большую величину в мире науки и практики, вместе с тем отзываясь о Карле Юнге так: "Молодого врача интересовала работа с символами, образами, бессознательным, он сам проходил юнгианский анализ. Но отношение к К.Г. Юнгу в академических кругах было в то время, мягко говоря, критически-скептическим. Многое, о чём говорил или писал К.Г. Юнг, было плодом его фантазий и интуиции, не выдерживая проверки в ходе строгого научного эксперимента. Это и побудило Ханскарла Лёйнера провести серию экспериментов, позволяющих, оставаясь на позициях экспериментальной науки, тем не менее шагнуть в столь интересующую его область образов, символов, бессознательного" (с.104-105). 

Вынужден разочаровать в этом уважаемого автора книги, а вместе с тем приземлить его Ребёнка на землю Реальности трезво функционирующего Взрослого - каким бы скептическим в своё время не было отношение академической науки (психологии) к Юнгу, но оно было, в отличие от крайней узко-ограниченной известности Ханскарла Лёйнера. Для примера масштаба научной одарённости Юнга и Лёйнера сравним следующее: в мире на данный момент существует более 20 институтов Юнга и только один институт Кататимно-имагинативной психотерапии. Деятельность Юнга даже в самые кризисные для него времена парадигматически определяла развитие всей мировой психотерапии, оказывала явное или косвенное влияние на все школы или направления, в то время как влияние Лёйнера вряд ли выходит за рамки узко-ограниченной небольшой школы (построенной в основном на идеях Юнга). Прошло уже почти 50 лет со смерти Карла Юнга, а всемирный интерес к его работам и личности не утихает, а только нарастает... Имя Юнга известно широким слоям общественности на всех пяти континентах (для сравнения, в популярном американском сериале для домохозяек "Альф", в одной из серий, где Альф разыгрывает психолога, в конце серии Альф шутливо обсуждает тему, кем был Карл Юнг - умным или нет, что уже говорит об известности швейцарского учёного в самой "разной" среде в США), а когда в прошлом году в Нью-Йорке (после 13 лет научного редактирования) издали "Дневник" Юнга, знаменитую "Красную тетрадь", то об этом событии несколько недель подряд баннерами и ссылками "кричали" все психологические, эзотерические, соционические и другие ресурсы западного и русскоязычного Интернета. И в контексте сказанного, уж прошу прощения за резкость, если бы Хайнскарл Лёйнер в своё время не "захапал" в теоретической модели символдрамы большую часть идей Карла Юнга, то его имя не имело бы и того скромного узкого признания, которое сейчас есть у Лёйнера и его амбициозных последователей. Ещё раз прошу прощения за эту резкую Взрослую правду жизни... Верю, что это получилось у Лёйнера непроизвольно, помимо его воли... Свою гипотезу о связи данной ситуации и пережитой им психологической травмы участия в Великой Отечественной войне я уже высказывал...

Я полагаю, что для руководства МОО СРС очень важно осмыслить конфликт возникший между ними и юнгианцами в символдраме, в русле теории Берта Хеллингера... Понять также, как важно искреннее раскаяние, искупление своих грехов, для того, чтобы родовое бессознательное психотерапевтических эгрегоров очистилось от возникшего негатива, и для того, чтобы эгрегор психотерапии (в создание которого внесли первостепенную роль такие столпы, отцы психотерапии ХХ века как Фрейд и Юнг) в дальнейшем поддерживал этих лиц... Как важно для них осмыслить излюбленную тему мифа об Эдипе (и любимая для них фраза: "Эдип слеп!"), мифа об Эдипе и тематике ОТЦЕУБИЙСТВА...    

 

*** 

МОЯ БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА к тем, кто обладает определённым влиянием на руководство МОО СРС: пожалуйста, окажите ВАШЕ содействие в положительном (Взрослом и объективном) решении обозначенных в моём предыдущем (и этом) посте вопросов.

Обложка книги профессора Джона Аллана:

 



 


 


 


 

 

 

 
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments