Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

Categories:

Фестиваль "Мир книги-2010"

В конце апреля в Харькове прошла очередная Международная книжная ярмарка, фестиваль "Мир книги-2010". По впечатлениям от посещения этого мероприятия я сразу написал небольшой очерк, который и публикую в этом посте:

Оперный театр имени Н. Лысенко (где проходила ярмарка):


Очерк о книжной ярмарке-2010 в Харькове

 
-- Знаете, Елена, вчера я побывал на книжной выставке-ярмарке, фестивале «Мир книги-2010», который в очередной раз проходит в Харькове, как первой столице Украины. Это мероприятие организовали областная губерния, и концерн «Райский уголок». Очень интересное событие, проходящее в Оперном театре имени Н. Лысенко, несколько этажей стендов издательств, и ещё киоски на улице возле театра…
 
Вид оперного театра со стороны Арки:
 

 
 
-- Слышала и читала об этом, но самой пока не удалось выкроить время, чтобы посмотреть. Говорят, очень интересно?..
 
-- Не знаю, как кому, а я получил хорошие впечатления от ярмарки, и книги к тому же прикупил…
 
-- Ага, Ваше любимое увлечение?!!
 
-- Да, открыть новую книгу, ощутить аромат недавно изданной книги, прикоснуться к новому удивительному миру автора… И ещё очень приятно было встретить на выставке моего литературного учителя, известного писателя и поэта, Ирину Николаевну Полякову, прозу она публикует под фамилией Глебова. Знаете, Елена, прохожу возле стендов издательств, рассматриваю книги, и… Слышу, меня кто-то окликает: «Руслан! Руслан!». Оказалось, в одном из издательских киосков сидит Ирина Николаевна, и перед ней целая коллекция её новых книг!.. Обрадовалась, увидев меня, мы с ней давненько не общались, как-то каждый своими делами занимался, а тут вот так хорошо встретились, очень приятно было узнать, что столько новых её книг вышло…
 

 
 
-- Да, я знаю о ней, слышала, некоторые книги читала. В 2006-м году им, наконец, удалось открыть в Харькове отделение Союза писателей России, что важно для наших русскоязычных писателей и поэтов. Ирина Николаевна является членом Национального союза писателей Украины, и членом Союза писателей России.
 

 
 
-- Совершенно верно, Елена, приятно, что Вы так хорошо знакомы с творчеством Ирины Николаевны. А теперь она ещё и редактор отдела прозы журнала «Славянин», который недавно стало издавать харьковское отделение Союза писателей России. Вот, на выставке она презентовала 1-й номер этого издания, которое будет выходить раз в два месяца, и вчера же в газете «Время» была опубликована большая статья Ирины Николаевны о журнале, которая называется «Славянин» издаётся в Харькове». Знаете, Елена, приятные воспоминания для меня… Период моего увлечения искусством, литературой, молодость…
 
-- Да Вы и сейчас не старый…
 
-- Да, постарел, считается, что молодость заканчивается в 35 лет, а далее начинается – зрелость. «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым…»...
 
-- Ностальгическое настроение у Вас, однако.
 
-- Немного так, ностальгическое. Приятная грусть и… Некоторая попытка личной интеграции воспоминаний… Сергей Есенин, слова которого я процитировал, по ролевому сценарию – Дионис, динамичный Анимус, который в юности я активно развивал, многие мои стихи были написаны под влиянием романтических вдохновений Диониса.
 
-- Надеюсь, не в смысле Диониса, как бога вина?..
 
-- Нет, скорее в плане - Дионис, как бог всеобъемлющего Эроса, чувственности мировой души, не телесной, а именно чувственности. «Я – протяжный вой волчицы…». Строчка из одного моего стиха. И газета для меня такая дорогая, «Время», в этой газете Ирина Николаевна писала отзывы о моём творчестве… А вот знаете, Елена, какое удивительное событие с ней и её мужем произошло однажды?.. Не поверите!..
 
-- И что же?..
 
-- Представляете, шли они по лесу, и нашли завёрнутую в платочек икону Богородицы… Совершенно хорошая, целая икона, и как она тут оказалась?..
 
-- Чудо, знак!..
 
-- Да, видимо так. Вообще раньше Ирина Николаевна, как верное дитя своего советского времени, была материалистом и атеистом, а потом стала осознавать духовное значение веры в Бога, постигать глубину христианства, и будто знак свыше – икона Богоматери. И какие замечательные, прочувствованные стихи она стала писать о Христе, о вере?!.. Не просто стихи «извне», так сказать, внешне, ради рифмы написанные, а идущие из глубин души, из мистических горизонтов… Она однажды рассказывала, что стояла в церкви и смотрела на икону Христа, и вдруг такое чувство благоговения, и… сама собой слеза из глаза покатилась… Вот это и есть подлинная религия, подлинная вера. Об этом с огромной глубиной и тонкостью понимания предмета пишет Иван Александрович Ильин, классик русской философии. «Верующая вера» вырастает из подлинного со-прикасания с предметом веры…
 
-- Да, какое замечательное событие, найти икону в лесу!.. Поразительно!.. Немного не по теме, но мне сейчас представилась картина Сальвадора Дали «Рождение Божества». К вопросу мистического, и удивительного…
 

 
 
-- Да… Интересная картина Дали… Хотя, он Лик не очень эстетично нарисовал, на мой взгляд, я бы это принял за наше человеческое искажение Божественного… Символический смысл…
 
-- Возможно.
 
-- И знаете, Елена, немного я послушал презентацию новой художественной книги «Экватор» тележурналиста, спецкора канала Интер, Андрея Цаплиенко. Раньше он жил на улице Костомаровской в Харькове, где всё моё детство прошло. Моя мама и сейчас общается с его мамой. В школу одну с ним ходили, 36-ю, правда, я его лично не знал, не общался с ним, он несколько старше, а в детстве и юности несколько лет может быть уже другим поколением, так сказать.
 
-- Слышала, конечно, смотрела репортажи Андрюши, наверное, он во всех горячих точках побывал.
 

 
 
-- Да, и в художественной книге тоже описал много реальных событий, как он сказал журналистам. Его окружили человек 20-30 с телекамерами, с фотоаппаратами, и человека три – его охрана. Рассказывал, что однажды они были единственной группой, которая случайно сняла момент расстрела человека в одной горячей точке, и… Конечно, потом им досталось «хорошо». Говорит, часто такая ситуация, что те самые люди (горожане) в одно время ходят в магазины одни и те же, а в другое время и на других улицах – начинается между ними война, вновь идут боевые действия…
 
-- Ужасно, гражданскую войну очень и очень не люблю. Конечно, не в том смысле, что я лично в ней участие принимала, а вообще, даже думать об этом противно… Брат на брата…
 
-- Ох, да…
 
-- А какие же книги Вы купили?.. Ценные приобретения?.. Для души книги, или для работы больше?..
 
-- Елена, для меня почти нет такого разделения, как что-то для души, а что-то для работы, в том числе и в отношении книг… Хожу по выставкам, рассматриваю картины, отдыхаю, и вместе с тем, может постоянно идти работа по обдумыванию художественных стилей, манеры художников, типов, символизма… И в самых научных книгах находится красота, радость и удовольствие.
 
-- Это очень хорошо, что работа для Вас в радость, а отдых – творчество!..
 
-- Спасибо. Купил сразу шесть книг, и почти все издательства Библейско-богословского Института святого Андрея Первозванного. Это, как Вы знаете, Институт, выросший на базе открытого Православного Университета, созданного отцом Александром Менем. Собственно, ради книг этого издательства я и пошёл на выставку. Мне пришла рассылка ББИ, напоминание, что в Харькове будет книжная ярмарка, и также, по рассылке снижение в 12 % на книги издательства ББИ. В наше время мирового экономического кризиса, и ещё большего кризиса в Украине, это совсем не последний момент. А вообще, я практически «кормлю» книгоиздателей (шучу, конечно), скупаю книги во множестве…
 
-- Шесть книг?.. И сколько они затянули, если можно спросить?.. Женщины любопытны…
 
-- Почти 300 гривен, но духовная их ценность намного выше материальной. Четыре книги на тему взаимодействия науки и религии, т.е. по апологетике, научному обоснованию веры. Это одна из главных тем моего творчества. Одна книга о Владимире Соловьёве, по материалам Международной конференции «Россия и Вселенская Церковь: Богочеловечество в перспективе межконфессиального и межрелигиозного диалога», организованного в 2003-м году ББИ. Видите, книга по теме интеграции, диалога разных конфессий и религий. Издана была в 2004-м году, но я вот сейчас купил… Море литературы, не все книжные новинки удаётся просто физически просмотреть… И особый интерес у меня вызвала также изданная в 2004-м году книга сербского учёного Владета Еротича, которая называется «Психологическое и религиозное бытие человека».
 
-- В тот же год книги изданы были?..
 
-- Да, вот, в системе христианская интегративная терапия (Р.П.Еслюк, 2007) встречаются учения Юнга и Соловьёва, и здесь, даже в годе издания книг о творчестве Владимира Соловьёва и творчестве Карла Юнга, произошла такая символическая встреча… Правда, книга Еротича, которую я купил, была первоначально издана ББИ в 2004-м году, а второе переиздание – в 2008-м. Книга Сербского учёного, конечно, не полностью посвящена творчеству Юнга, но юнгианский дискурс положен здесь в основу диалога между светской наукой и религией.
 
-- Это именно Ваша тема, тема Вашего творчества?..
 
-- Да, верно. Владета Еротич родился в 1924 году, окончил медицинский институт, более десяти лет заведовал психотерапевтическим отделением в белградской больнице имени Драгомира Мишовича. В 1985 году его пригласили на должность профессора пастырской психологии в Богословском институте. В 2001 году его избрали академиком Сербской академии наук искусств, а Святой архиерейский синод Сербской православной церкви наградил его орденом Святого Саввы первой степени. И для меня, как для продолжателя творческого наследия доктора Карла Юнга, это необычайно важная и приятная информация. К примеру, Вы помните, я Вам говорил о критическом отношении известных православных психологов Медведевой и Шишовой ко всему, что не вмещается в рамки, которые они отвели «правильной религии»?.. По Юнгу они частенько жёстко проезжаются… Также в Интернете я встречал одну статью о юнгианской психологии православных авторов (не буду их называть, чтобы здесь не рекламировать), которые просто «врагом христианства» сделали Юнга. Ну, мы помним похожее, даже более того, в «Легенде о Великом Инквизиторе» Достоевский предполагает, что если бы Христос пришёл во второй раз, то инквизиторы его распяли бы вновь.
 
-- А в книге Владеты Еротича постигается истинное значение для синтеза религии и науки идей Юнга?..
 
-- Да, Вы, верно, сказали, Елена, этот автор хорошо понимает значение трудов Карла Юнга для нового религиозного ренессанса, хотя в прямом смысле Юнг не был христианином. Однако Еротич верно подчёркивает, что Юнг с глубочайшим уважением относился к христианству, как к великой психотерапевтической системе. Сама тематика работ сербского автора очень радует возможностью выстраивания мостов между верой и психотерапевтической наукой. Его лекции: «Исповедь и покаяние как психологические категории», «Христианская вера и болезни», «Психотерапия на службе церкви», «Пастырский взгляд на проблемы алкоголизма, наркомании и самоубийства» и др. Им написаны такие книги: «Психоанализ и культура», «Болезнь и творчество», «Юнг между Востоком и Западом», «Какими могут быть мои беседы с владыкой Николаем Велимировичем», «Вера и нация», «Учение св. Иоанна Лествичника и наше время», «Старое и новое в христианстве» и др.
 

 
 
-- Послушайте, Руслан Петрович, это же просто замечательный кладезь идей по диалогу христианства и психотерапии, насколько я уже познакомилась через Вас с этими темами!..
 
-- Правда, Елена, правда. Автор замечательный!.. И епископ Бачский Ириней в своём предисловии к книге, извиняясь перед автором, что задержал публикацию книги, потому что долго писал предисловие, на мой взгляд, с лихвой окупает этот «грех». Мне особенно понравилась та открытость к диалогу, которая характерна для этого епископа. Он ратует за диалог и интеграцию, и критикует уклонение в крайности и богословского манихейства и психологического несторианства, критикует идеологическое идолопоклонство и одномерность. Автор предисловия отметил значимость работы Владеты Еротича ещё и в том, что она написана и религиозным человеком, христианским мыслителем, и работником науки, психотерапевтом. Епископ Ириней замечательно верно указал, что Владета Еротич стремится органично соединить и психологическое и религиозное измерение, мысля их одним целым. Собственно, стремление к интеграции, снятие всякой разделённости между частями целого, это основной пафос книги, и в основе всего – построение христоцентричной модели психотерапии.
 
-- Руслан Петрович, как замечательно!.. Научное творчество этого автора может быть важнейшей поддержкой Вашим научным работам, опирающимся на идеи Юнга, их религиозного и интегративного аспектов?!!
 
-- Елена, совершенно верно, я чувствую, что чем больше мы с Вами общаемся, тем в большее единство приходят наши общие мысли, и ассоциации… Владета Еротич пишет: «Известно, что психотерапевтическая модель Юнга цельна, направлена всегда на целостность психики и спонтанное стремление личности к индивидуации» (стр. 15). И автор книги, верно, замечает, что Юнг считал невроз, в первую очередь, «кризисом индивидуальности», «утратой смысла», и потому призывал не к уничтожению самих симптомов невроза (побочного продукта), а к труду, направленному на обнаружение того, о чём невроз хочет предупредить, к труду развития и роста души и духа.  
   
-- Какая интересная мысль!.. Я раньше так не думала, о неврозе… Правда, я не много над этим размышляла…
 
-- Также Владета Еротич пишет о значимости в учении швейцарского учёного выделенной им религиозной потребности человека, ведущего архетипа спасителя, опираясь на который, психотерапевт стремится в творческом диалоге привести человека к исцелению. Научные работы этого замечательного сербского автора, это работы, я бы сказал, моего глубочайшего единомышленника… Система ХИТ, развивая и углубляя теории Юнга, двигалась в таком же ракурсе, обосновывая дискурс единства между наукой и верой, обнаруживая аспекты общих составляющих души и, тем самым, выстраивая вертикальную ось движения человека к Богу. Архетип Дома-Личности и система архетипов саморегуляции психического стали реальным объективным отражением такого научного и духовного поиска.
 
-- Руслан Петрович, значит, Ваш поход на выставку был очень продуктивным!..
 
-- Безусловно. И тут особая благодарность отцу Александру Меню и издательству ББИ, которое перевело и издало книгу Владеты Еротича… И ещё мне в книге очень понравились размышления автора о психологии художественного творчества. Говорю сейчас это, и череда художников проносится перед глазами, которых упоминает автор. Гоголь, Кафка, Гойя, Моне, Кубин, Мунк и др. Художник может спонтанно излечиться благодаря «архетипу спасителя», отмечает мнение Юнга Еротич. Хотя, конечно, далеко не всегда бывает такое спонтанное исцеление у художников, нужна аналитическая терапия, нужно подвергать продукты творческого воображения и самовыражения анализу сознания. Эдвард Мунк… Не могу сказать, что картина этого знаменитого художника «Крик», лично мне как-то близка там, но как творческий продукт, она меня восхитила, вызвала восторг… Это мой личный трепет перед экзистенцией, говоря наукообразным языком, перед богатством возможностей мира в архетипе Диониса… В том числе и такой надрывный крик… Фактически, тут самые такие глубинные, хайдеггеровские мотивы.
 

 
 
-- Меня всегда поражает Ваше умение перейти от науки, к искусству, от искусства к науке… Причём, не искусственно, а как-то цельно и органично, как будто это само собой должно следовать по логике разговора.
 
-- Спасибо, Елена, наверное, Вы мне немного льстите. А?.. Часто меня слишком заносит в научность, порою люди жалуются на то, что не понимают, о чём я говорю…
 
-- Я тоже порою не понимаю, спрашиваю, и Вы мне рассказываете, тогда становится понятно. Тут никакой проблемы, просто нужно стремиться к пониманию и диалогу и будет понятно…
 
-- Спасибо, Вы меня поддержали.
 
-- Руслан Петрович, я думаю, что наш разговор о посещении Вами книжной выставки «Мир книги-2010», после такого интересного и насыщенного и эмоциями и мыслями диалога, можно закруглить… Чтобы получился хороший публицистический очерк, а не роман… Романы сейчас люди не всегда успевают читать…
 
-- Елена, спасибо, я благодарен Вам за то, что Вы были благодарным слушателем и прекрасным собеседником, и я смог поделиться с Вами моими самыми сильными впечатлениями от посещения книжной ярмарки, от купленных книг. Это так много в мире, где порою люди обладают настолько разными жизненными мирами, индивидуальностями, что не всегда умеют выслушать, а тем более понять другого… Вообще, Ваш искренний и неподдельный интерес к моей деятельности, к моему научному творчеству, очень меня поддерживают, и вдохновляют, а без этого, как известно, не может состояться ни один учёный, или художник.
 
-- Спасибо Вам, Вы мне дарите прекрасные минуты познания нового и удивительного, и я каждый раз открываю для себя что-то новое, когда беседую с Вами…  
                                                                                                                                                   22-26.04.2010.
 
 
 
 
  
 
 
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments