Ruslan Eslyuk (esluk) wrote,
Ruslan Eslyuk
esluk

26 июля 1875-го - 6 июня 1961-го

Вчера (теперь уже позавчера, пост начат 27-го) - 26 июля, исполнилось 137-м лет со Дня рождения одного из творцов психотерапии ХХ века, всемирно известного культуролога, психиатра, психолога, психотерапевта Карла Густава Юнга (1875-1961).

 

3330929_jung_1_ (500x596, 58Kb)

 

Всё-таки не юбилей, не хотел давать развёрнутый пост по поводу этого события, однако одна пакостная (прошу прощения) статья в популярном психологическом издании (приуроченная к памятной дате 26-го июля) заставила меня написать этот пост о жизни и творчестве Юнга.

Творческая биография Карла Юнга весьма обширна, многие его открытия стали общеизвестны, введённые в науку термины вошли в массовый обиход. Широко известны такие из них как интроверсия и экстраверсия, автономный комплекс, коллективное бессознательное (архетипы). Юнг оказал значительное влияние на интеграцию западной и восточной мысли, на интегративное движение в психотерапии и других гуманитарно-социальных науках.

 

3330929_1292611322_karlgustavyungchelovekiegosimvoly (300x450, 29Kb)

 

Проводимые в 1902-06 годах швейцарским учёным исследования в области словесных ассоциаций привели к выделению в человеческой психике так называемых автономных комплексов, т.е. объединённых общей идеей аффективно заряженных частей, в некотором смысле имеющих автономную направленность. Введённое учёным понятие "комплекс" впоследствии стало общеизвестным далеко за пределами науки. Этими работами Юнг заложил представление об упорядоченности, структурированности психологического мира человека, что впоследствии нашло выражение и в его представлениях об архетипах - первообразах, организующих, систематизирующих человеческий опыт.

 

3330929_11CarlJung0710lg (300x400, 28Kb)

 

***

Эта направленность работ Юнга была продолжена Вашим покорным слугою, в книге "Системные принципы в психотерапии" дано наиболее полное (по сравнению с двумя предыдущими книгами на эту тему) представление о целостной и единой структуре психологически-духовного мира, которая (структура) является определённой формой, матрицей, при помощи которой разворачивается духовно-экзистенциальный опыт существования. Обобщающим принципом здесь является архетип Дома-Личности, внутренняя часть которого имеет восемь секторов и множество уровней смыслового развёртывания векторов архетипов. Такая рациональная модель, теория, позволяет упорядочить представление о психо-духовном мире, психологии личности, направлениях и школах психотерапии.

О книге "Системные принципы в психотерапии": http://www.christiannewage.ru/nov/newour/2010/09/28/newour_3507.html 

Книгу "Мандала классических архетипов личности" можно скачать здесь: http://www.christiannewage.ru/article/book/ 

 

***

В 1903-м году Юнг серьёзно заинтересовался идеями Зигмунда Фрейда, а 3-го марта 1907 года происходит знаменательная встреча двух учёных, которым суждено было сыграть такую большую роль в истории науки и культуры ХХ века. Как настоящие энтузиасты своего дела они проговорили о насущных вопросах теории и практики более десяти часов. В 1910 году Юнга избирают постоянным Президентом Психоаналитического Конгресса (Психоаналитической Ассоциации), он занимал эту должность до 1914-го года, когда отказался по причине значительных идейных расхождений с отцом психоанализа Зигмундом Фрейдом.

 

3330929_1325930373419 (354x294, 74Kb)

Швейцарский учёный выбрал свой путь в науке, создал собственное направления - аналитическая психология, на этом пути сделал важные открытия, имеющие мировое значение. Самые влиятельные школы психотерапии - Фрейда и Юнга, длительное время находились в определённом противостоянии и только в последние десятилетия стали всё более актуальны интегративные тенденции. Некоторые слишком рьяные последователи Фрейда, руководствуясь политическими мотивами, стремились очернить вклад швейцарского психолога в науку, поливали грязью его личность, создавали разные политизированные мифы. 

К примеру, богатое воображение Юнга и способность представлять образы (что теперь широко используется в таком популярном в Европе и СНГ направлении, как символдрама) стало источником обвинений в галлюцинациях. Не понимания глубины и новаторства ряда идей учёного рьяные критики считали их "бредовыми" (возможно имела место проекция) и называли швейцарского психолога "шизофреником" и т.д. Для такого диагноза нет никаких оснований. До самой глубокой старости (а умер Юнг в возрасте 85-ти, почти 86-ти лет), учёный сохранял ясный ум, его волновали проблемы человечества, он писал работы, которые составили золотой фонд мировой науки, общался с учениками, выступал перед общественностью. Как замечают исследователи его творчества, Юнг очень корректно и даже можно сказать тщательно давал ссылки на работы своих предшественников, на которых опирался в научной деятельности, что тоже говорит о многом. 

 

3330929_83159352_jung1 (297x404, 26Kb)

 

3330929_jung (236x324, 4Kb)

 

Вместе с тем, ранние психологические травмы, полученные в детстве, оставили свой след в душе Карла Густава, который в некоторые периоды жизни переживал сильные психологические кризисы (особенно после разрыва с Фрейдом), имеющие характер переживаний фрагментированности самости (self), поисками своего места в жизни. Ведущий сценарий Аида (архетип Тени) вызывал интерес Юнга ко всему загадочному, тайному, в том числе к миру символов, психических болезней и т.д. Имагинативной персонализацией ведущего ролевого сценария Аида-Старика стал мудрец Филемон - творческий образ, воображаемое общение с которым помогало найти новые пути развития.    

При помощи разработанных самостоятельно техник Карл Густав научился обретать психологическое равновесие. Теперь эти практические техники широко используются и помогают многим людям, оказавшимся в психологическом кризисе. Наверное, тем более ценны техники и теории, полученные таким образом, поскольку они имеют самое непосредственное отношение к практике, являются важными инструментами помощи. К сожалению, в области семейной жизни швейцарскому психологу так и не удалось обрести целостность, его отношения с главными женщинами жизни - Эммой Юнг и Антонией Вольф, до конца жизни носили конфликтный характер. Однако эти женщины сыграли большую (хотя и косвенную) роль в развитии теории и практики аналитической психологии.

В поздние годы жизни Юнг всё более ценил покой и уединялся в построенном своими руками замке в Боллингене. Характеризуя этот период его жизни, Барбара Ханна отмечала: "Мне никогда не приходилось сталкиваться с кем-либо достигшим той простоты, которая отличала Юнга". Здесь, на собственной даче, Юнг активно творил, реализовывая детское начало: мастерил, вырезал, рисовал и т.д. Арт-терапия - во многом детище Карла Юнга, раздвинувшего границы психотерапевтической практики. Также создатель аналитической психологии оказал во многом ключевое влияние на трансперсональную психологию, показал значение мистически-визионерского и религиозного опыта, привлёк внимание рациональной науки к этой области знания.

 

3330929_15latourok (640x427, 183Kb)

 

3330929_jung_1955 (400x589, 105Kb)

 

Естественно, материалистически и атеистически ориентированные критики и эту область деятельности Юнга избрали мишенью для обвинений, критикуя в "ненаучности" и "мистицизме" теории аналитической психологии. Время показало, что идеи и теории Юнга пережили его время и многих критиканов. Прошло более 50 лет со дня смерти швейцарского психотерапевта, а его идеи привлекают внимание во всём мире, имя Юнга стало культовым и известным далеко за пределами психологии и психотерапии.

 

3330929_534965_487714277909195_1923517621_n (480x383, 22Kb)

 

3330929_941068 (309x460, 22Kb)

 

3330929_1004457298 (200x308, 34Kb)

 

3330929_2745769790_fe2c22e91e (339x480, 58Kb)

 

***

К сожалению, некоторые современные профессионалы или деятели околопсихологического цеха (журналистского) далеки от уважения к тем, кто создал современную психотерапию и психологию, от какой бы то ни было элементарной тактичности. К примеру, журнал "Наша психология" (уже известный читателям моего блога по публикациям статей, имеющих деструктивную направленность) практически к Дню рождения одного из отцов современной психотерапии публикует крайне тенденциозный очерк психиатра Александра Шувалова "Игры разума", который в некотором роде можно считать очередным политическим заказом. В аннотации к этому пасквилю редакция журнала так и указывает, что они сейчас не будут писать о многочисленных заслугах Юнга, а ограничатся только психопатологическими характеристиками героя.

Можно предположить, что выбор редакцией такого материала к памятной дате продиктован политическими мотивами, возможно является заказом клана Макаровых, ответным ударом нашему НПЦ, творчески развивающему юнгианские идеи. Промакаровский журнал "Наша психология", регулярно в течение многих месяцев, публиковал приглаженные, глянцево-напомаженные статьи о Макаровых, не пытаясь вникнуть в суть высоких рейтингов этого семейного клана, коррупционными методами захватившего власть в русскоязычной психотерапии.  

С другой стороны, психиатр Александр Шувалов опубликовал в журнале "Наша психология" уже множество подобного рода очерков-опусов, одномерно и односторонне выставляющих великих людей в крайне невыгодном свете, через призму субъективно поставленных психиатром-литератором Шуваловым диагнозов. Если судить по его многочисленным психиатрическим очеркам об одарённых людях, уважаемый Александр Владимирович имеет весьма "много вопросов" к великим и знаменитым. Тут Вам и "Эйнштейн. Эффект безумия", и "Триумф безумных королей", и "Генерал беспокойство", и "Такой большой и такой ненужный...", и "Изъян гениальности" и т.д. Уже по броским названиям очерков основной мотив, думаю, понятен. Непонятно только зачем редакции публиковать такую длинную серию одномерных очернений и высмеиваний выдающихся деятелей науки, культуры? На чьих примерах будем воспитывать молодёжь? К сожалению, эти московские психиатры (не обобщая) весьма успешны в выставлении диагнозов людям прошлых лет, а вот диагнозы тех, кто рядом, они в упор не могут разглядеть годами. Наверное начитались Сергея Есенина "Лицом к лицу лица не разглядеть...".

А может быть эта серия очерков - заказ А-К? Вот и проалькайдовское (или околоалькайдовское) издательство АСТ выпустило в свет книгу А.В. Шувалова под названием "Безумные грани таланта"? Конечно, уважаемый А.В. давненько на эту тему вышел, тогда ещё А-К так глубоко в культуру не пустила корни, всё-таки...

Пост о публикации в журнале "Наша психология" крайне циничной статьи Бориса Шипова "Прогоревшая любовь":

http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post221333875/  

Обложка книги какая омерзительная, сразу у людей могут возникнуть отрицательные визуально-кинестетические якоря к образу любви:

3330929_1001732114 (200x328, 56Kb)

 

***

В России выдающимся авторитетом в области аналитической психологии, редактором и переводчиком, интерпретатором работ Юнга и постъюнгиацев, является психотерапевт из Санкт-Петербурга Валерий Всеволодович Зеленский. Он - автор пяти книг и многочисленных статей, лауреат национального профессионального психологического конкурса "Золотая Психея", руководитель созданного им Информационного центра психоаналитической культуры и т.д.  

 

3330929_0_6bf58_64a7211b_XL (700x525, 102Kb)

 

3330929_imagerId4 (438x700, 215Kb)

 

3330929_180018_1_ (350x500, 565Kb)

 

К слову, в своё время Валерий Всеволодович лично хорошо знал отца Александра Меня и его супругу.

3330929_0_e961_7121ce2c_XL (419x280, 26Kb)

 

Выдающийся сербский учёный, православный психолог и богослов Владета Еротич в своих научных работах уделяет большое внимание творческому наследию Карла Юнга, можно сказать, во многом вдохновляется его наследием. В книге "Психологическое и религиозное бытие человека" он так пишет:

"Коллективное бессознательное, по Юнгу, есть склад архетипов - изначальных и разнообразных человеческих типов человеческого опыта, того, который человек всякий раз заново восстанавливает в течение своей долгой предыстории и истории, а религиозный опыт занимает среди этих типов первое место. Только после Юнга (во всяком случае, под его влиянием) Эрих Фромм, психолог и социолог, которого совершенно невозможно было бы назвать религиозным человеком, смог написать, что "потребность в религии укоренена в человеческом роде как основное условие его существования"" (с.174); 

"К феномену религии Юнг всегда подходил со всем уважением и со всей серьёзностью европейского мыслителя, осознавая значение религии как для индивидуальной, так и для общественной жизни народа как в прошлом так и в настоящем. Юнг считал, что во всяком человеке присутствует исконный и целостный религиозный архетип; различаются лишь формы, в которые отливается этот архетип..." (с.187).  

       

3330929_546102_1_ (327x458, 27Kb)

 

Как пишет Валерий Всеволодович Зеленский в обзоре жизни и творчества Юнга в книге "Аналитическая психология. Словарь" (СПб.: Б.С.К., 1996.): "С годами Юнг ослабевал физически, но его ум оставался живым и отзывчивым. Он поражал своих гостей тонкими размышлениями о тайнах человеческой души и будущем человечества. В это время Юнг завершил тридцатилетние алхимические штудии - работой "Mysterium Coniunctionis"; здесь, отметил он с удовлетворением, "наконец, определено место в реальности и установлены исторические основания моей психологии. Таким образом, моя задача выполнена, моя работа завершена, и теперь можно остановиться" (с.22).     

 

3330929_125794053407463 (340x596, 36Kb)

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments